2.4. Когда жил Иисус Христос?
Иисус Христос принадлежит к числу величайших подвижников и духовных наставников человечества. Его связь с Великим Белым Братством не вызывает сомнений ни у Рерихов, ни у Профетов – и, очевидно, именно в Белом Братстве следует искать достоверные свидетельства о жизни Основателя христианства. Различные авторы, претендовавшие на сотрудничество с Великими Учителями, в той или иной степени поднимали тему реконструкции правдивого – как правило, отклоняющегося от евангельского повествования и/или существенно дополняющего его – жизнеописания Иисуса. Не обсуждая этот вопрос во всех подробностях (что потребовало бы специального исследования), здесь мы рассмотрим лишь одну сторону данной проблемы. Получив освещение и в теософской литературе, и в наследии Рерихов, и в Учении Вознесенных Владык, эта тема, как нам представляется, не была оценена в той степени, которой она заслуживает. Речь идет о времени жизни и, в частности, дате рождения Иисуса. Е.П.Блаватская, ссылаясь на Великих Учителей, утверждала неоднократно, что историческое лицо, послужившее прототипом новозаветного образа Христа, родилось более чем за 100 лет до н.э.:
Имеется аналогичное свидетельство самого Учителя К.Х., выступавшего под псевдонимом Eminent Occultist («Выдающийся Оккультист») в примечаниях к работе Элифаса Леви «Парадоксы высшей Науки»4, опубликованной теософами еще при жизни Е.П.Блаватской. На стр. 36 указанного издания мы обнаруживаем, что утверждение автора: «Иисус, как и все великие Иерофанты, имел экзотерическую и эзотерическую доктрины», – прокомментировано Учителем К.Х. следующим образом: «But he preached it a century before his birth», т.е. «Но он проповедовал их за столетие до [закрепившейся в традиции даты] рождения». Е.И.Рерих придерживается сходных взглядов:
С другой стороны, Профеты посвятили много времени исследованию жизни Иисуса и воссозданию подлинных учений раннего христианства. Из-под их пера вышли такие работы, как «Утерянные годы Иисуса»6, «Утерянные Учения Иисуса»7, «Реинкарнация: утерянное звено в христианстве»8 и другие, в которых привлекаются как древние тексты, так и современные научные данные. Даже беглое знакомство с наследием Марка и Элизабет Профетов выявляют их подчеркнутый интерес к Священному Писанию; Ветхий и Новый Завет – пожалуй, самые часто упоминаемые и цитируемые в их работах источники. Кроме того, ими было принято более 150 диктовок от Вознесенного Владыки Иисуса, часть которых ныне доступна русскоязычному читателю9. В текстах Профетов тоже предлагается нетрадиционная хронология, но здесь Вознесенные Владыки максимально приближают рождение Иисуса к общепринятой датировке:
В примечаниях указан источник этих сведений:
Те же возраст и год вознесения Иисуса упомянуты и в других работах Э.К.Профет13. Все эти высказывания свидетельствуют о том, что, согласно Профетам, Иисус родился около 4 года до н.э. В одном из источников эта дата приведена явным образом: «4 г. до н.э.», причем без указания на ее приблизительный характер14. Как видно из вышеизложенного, Е.П.Блаватская и Рерихи (со ссылкой на Учителей) утверждали, что Иисус Христос жил и проповедовал примерно за столетие до н.э., тогда как Профеты (на основании сообщений Вознесенных Владык) придерживаются иной точки зрения: рождение Христа приходится на 4 год до н.э. Примечания: 1 О жизни Иисуса за век до общепринятой даты. 2 Блаватская Е.П. Заметки по поводу «Эзотеризма христианской догмы» аббата Рока // Блаватская Е.П. Наука жизни. М.: Сфера, 1999. С. 153. 3 Блаватская Е.П. Замечания к статье «Статус Иисуса» // Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. М.: Сфера, 1997. С. 401–402. 4 Eliphas Levi. The Paradoxes of the Highest Science. Calcutta: Calcutta Central Press Company, Ltd., 1883 (Theosophical Miscellanies Series, № 2). 5 Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису от 24 мая 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 137. 6 Профет Э.К. Утерянные годы Иисуса. Об открытиях Нотовича, Абхедананды, Рериха и Каспари, документально подтверждающих семнадцатилетнее странствие Иисуса по Востоку. М.: Лонгфелло, 2011. 7 Профет М.Л., Профет Э.К. Утерянные Учения Иисуса / Пер. с англ. С.Максимова. М.: «Информат», «Гамма-центр», 2008. 8 Профет Э.К., Профет Эрин Л. Реинкарнация: утерянное звено в христианстве. М.: Лонгфелло, 2007. 9 «Жемчужины Мудрости. Том 3». Призывы Иисуса. Записано Э.К.Профет / Пер. с англ. М.: Лонгфелло, 2008. 10 Профет Э.К., Бут Э. Мария Магдалина и Божественная Женственность. Утерянные Учения Иисуса о Женщине. М.: Леди Кристина, 2006. С. 266. 11 Как следует из других текстов Профетов, здесь имеется в виду вознесение. 12 Профет Э.К., Бут Э. Мария Магдалина и Божественная Женственность. Утерянные Учения Иисуса о Женщине. М.: Леди Кристина, 2006. С. 298. 13 См., например: Prophet E.C. Lord Maitreya: The Coming Buddha Who Has Come // Pearls of Wisdom. Vol. 27. Book I: Maitreya: A Study in Christhood by the Great Iniciator. On the Image of God. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. Summit University Press, 1984. P. 11; также см. примечания к диктовке: Dictation of Beloved Archangel Michael. Thirty-Third Anniversary of The Summit Lighthouse. Part I: New Beginnings. The Protection of the Divine Plan of The Summit Lighthouse. Seek Adeptship! // Pearls of Wisdom. Vol. 34. № 47. October 6, 1991. 14 Иисус, Кутхуми. Молитва и Медитация. Продиктовано Посланникам Марку и Элизабет Профет. М.: «Леди Кристина», 2005. С. 136. |