на главную   |   к след. параграфу (§1.2)>>


1.1. О чем этот сайт

Сегодня можно часто видеть, как на полках книжных магазинов соседствуют сочинения, предметом которых являются учение Живой Этики (Агни Йога), представляющее собою плод трудов семейства Рерихов, и Учение Вознесенных Владык, переданное через Марка и Элизабет Профет. На первый взгляд, они очень похожи: упоминаются одни и те же Имена Учителей, продвигаются как будто бы аналогичные идеи, обсуждаются близкие темы и, кроме того, дается высокая оценка теософскому учению, а, в случае Профетов, как деятелей более позднего исторического периода, – еще и самой Агни Йоге. Обычно считается, что подобное сходство само по себе является доказательством если не идентичности указанных учений, то, по крайней мере, единомыслия и непротиворечивости. Тем не менее, существуют свидетельства, что одна только внешняя близость не может служить решающим аргументом в пользу внутреннего единства, принять или отвергнуть которое можно лишь в результате всестороннего детального анализа.

Примечателен случай американского эзотерика Алисы Бейли, которая утверждала, что лично встречала Учителя К.Х. и пишет книги под диктовку одного из Учителей Великого Белого Братства (якобы Учителя Д.К.), а свои работы рассматривала как продолжение и развитие теософской мысли1. Неоднократно, причем в положительном ключе, Бейли упоминала и книги Живой Этики2; по свидетельству Е.И.Рерих, в основанной Бейли эзотерической школе «Arcane School» действовали специальные классы по изучению Агни Йоги3, а сама основательница публиковала в своем журнале комментарии к текстам учения Рерихов4. Тем не менее, ни Рерихи, ни Профеты в конечном счете не признавали Бейли в качестве авторитета. «...В[еликий] Вл[адыка], – настаивала в одном из писем Е.И.Рерих, – считает труды, компиляции А[лисы] Б[ейли] очень вредными. Ярая была определенно сотрудницей темных сил. Нетрудно, при некотором знании, компилирование подобных книг, когда живешь в городах, где сотни тысяч оккультных трудов лежат на полках обширных библиотек. Учитель А[лисы] Б[ейли] не принадлежит к Твердыне Света. В[еликий] Вл[адыка] отказывается от него»5. Примерно такого же мнения придерживались и Профеты. «...Я, – сообщал Вознесенный Владыка Кутхуми через Э.Профет, – разоблачаю перед вами лжеучения, которые тонко вплетены в работы Алисы Бейли <...> Теперь Владыкам Востока предстоит исправить вред, который причинила ученикам “Луцис Траст”6, заявляющая о нашей поддержке, но не имеющая ее»7.

Таким образом, два учения, развивающиеся в русле одной культурной традиции (в данном случае теософии), вовсе не обязательно обладают внутренним единством только благодаря одному этому факту – даже если одно из них отпускает комплименты в адрес другого.

Проблема, над которой мы предлагаем задуматься читателю, формулируется следующим образом: можно ли быть уверенным в том, что Живая Этика и Учение Вознесенных Владык а) существуют в целостности и непротиворечивости по отношению друг к другу; б) являются результатом единого эволюционного процесса или, говоря проще, исходят из одного и того же духовного Источника?

Цель настоящей работы – представить исследователю максимально конкретный, наглядный и достоверный материал, который, вероятно, окажется полезным при решении указанных выше вопросов; в качестве такого опорного материала мы предлагаем многочисленные расхождения между Рерихами и Профетами.

Подчеркнем, что мы нигде не будем касаться вопроса, в чьих сообщениях по затрагиваемым пунктам приводится верная информация, а в чьих – неверная, в каком учении больше искажений, а в каком – меньше, и т.д. Не выдвигая никаких подобных оценок и не навязывая читателю собственных объяснений этим нестыковкам, мы будем просто сравнивать соответствующие тексты, фиксировать противоречивые сообщения и подавать их с той степенью полноты, которая, как нам кажется, позволит исследователю сделать самостоятельные выводы. Мы не ставим своей задачей повесить на какое-либо учение ярлык «истинного» или «ложного» и оставляем за читателем право следовать тому учению, которое больше отвечает его индивидуальным духовным запросам.


Примечания:
1 См., например: Бейли Алиса А. Неоконченная автобиография. М.: «Навна-3», 2002.
2 См., например, работы: Бейли Алиса А. Трактат о Белой Магии, или Путь Ученика / Пер. с англ. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1992. С. 392; Бэйли Алиса А. Наваждение: мировая проблема. М., 1993. С. 87, 116, 130, 135, 138.
3 См., например, письмо Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 24.
4 Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 4 июля 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 381.
5 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику от 11 июля 1952 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 183–184.
6 Ассоциация, основанная в 1922 году в США. Позже была зарегистрирована в Великобритании, Нидерландах, Германии и Швейцарии. Обеспечивает всю начатую Алисой Бейли и ее супругом Фостером Бейли работу.
7 Кутхуми. Разоблачение лжеучений / Пер. с англ. Е.Листовой. М.: Форинг, 2008. С. 50.


                                             на главную   |   к след. параграфу (§1.2)>>




Hosted by uCoz