2.7. Были ли Балларды Посланниками Великого Белого Братства?
В этом параграфе речь пойдет о супругах Гае Балларде (1878–1939) и Эдне Баллард (1886–1971), которые то ли в 1931-ом1, то ли в 1932-ом году2 положили начало религиозному движению «Я ЕСМЬ» (англ. I AM Activity) со штаб-квартирой в Чикаго. В свое время оно было весьма популярным и насчитывало, по некоторым данным, сотни тысяч, если не миллионы последователей3. О том, кто такие Балларды, обычно хотя бы в общих чертах знают последователи Профетов; напротив, людям, сосредоточенным на изучении наследия Рерихов, эти имена, как правило, ни о чем не говорят. А между тем, подробное ознакомление со взглядами Профетов и Рерихов на чету Баллард дает интересный материал для размышлений на тему единства источников рассматриваемых учений. Итак, в самом начале 1930-х годов Гай Баллард начал получать наставления Вознесенных Владык. Он и – несколько позже – его супруга публиковали принимавшиеся тексты под псевдонимами Годфри Рэй Кинг (Г.Баллард) и Лотос Рэй Кинг (Э.Баллард)4. Именно в их работах впервые появилось понятие фиолетового пламени – особой трансмутирующей энергии, освобождающей человека от внутреннего разлада и несовершенства. Согласно Профетам, в течение многих веков мистики разных народов использовали эту энергию тайно, но лишь в XX веке произошло эпохальное по значимости событие – Вознесенные Владыки, в первую очередь Сен-Жермен, стали обучать этому открыто и избрали Баллардов в качестве провозвестников этой истины. Отметим несколько важных моментов: 1. Для Профетов Гай и Эдна Баллард – практически ключевые фигуры в истории духовных течений XIX–XX веков. Среди множества людей, так или иначе взаимодействовавших с Вознесенными Владыками, Профеты выделяли особую, крайне малочисленную группу – Посланников (англ. Messengers) Великого Белого Братства, на которых возлагалась совершенно исключительная миссия по передаче сведений от Владык. Как правило, в профетовских текстах называются четыре таких Посланника (или группы Посланников) – Е.П.Блаватская, М.Б.Эдди5, Балларды и Рерихи6. Однако часто акцент делается на преемственности Профетов именно от баллардовского «Я ЕСМЬ»; история же и эволюционное значение трех других движений оговаривается как бы мимоходом. Так, в классической работе «Чела и Путь» Вознесенный Владыка Эль Мория, очерчивая последовательность провозвестников Белого Братства, после краткого упоминания о Е.П.Блаватской и М.Б.Эдди переходит к движению «Я ЕСМЬ»:
Интересно, что во многих подобных местах о деятельности Рерихов вообще не упоминается:
Заметим попутно, что Е.И.Рерих настаивала на другой «линии» провозвестников Братства – Е.П.Блаватская, Ф.Ла Дью10, Рерихи11 – и никогда, насколько нам известно, не упоминала имя М.Б.Эдди12, хотя систематически обсуждала самых разных авторов, писавших на духовные темы. Точно так же, среди огромного количества оказавшихся в нашем распоряжении диктовок Вознесенных Владык, принятых Профетами в 1958–1996 годах, мы не смогли обнаружить ни одного упоминания о Ф.Ла Дью. На вопрос о том, как же все-таки Профеты относились к Ф.Ла Дью и ее ближайшему сподвижнику У.Доуэру, Питер Даффи ответил: «Я не слышал об этих людях и об их писаниях прежде. Я никогда не слышал, чтобы Профеты говорили о них»13. 2. Содержание и стилистика текстов Профетов ощутимо ближе к работам Баллардов, нежели к теософии, Христианской науке или Рерихам. Все ключевые понятия и термины Баллардов («фиолетовое пламя», «вознесение», «Я ЕСМЬ Присутствие», схема Магического Присутствия и др.) без изменений или с незначительными «усовершенствованиями» встречаются у Профетов, которые активно популяризируют их в своих работах. Кроме того, специфические имена контактировавших с Баллардами Вознесенных Владык, не известных ни теософии конца XIX века, ни Рерихам (Нада, Ланто, Циклопей, Гималайя, Великий Божественный Направитель, Меру, Ча Ара, Арктур и т.д.), встречаются и у Профетов, причем у них этот список дополнен внушительным количеством новых фигур. В частности, ряд профетовских диктовок был получен от Владыки Годфри Рэя Кинга и Владычицы Лотос Рэй Кинг – вознесенных Гая и Эдны Баллардов. Даже портреты Вознесенных Владык Иисуса и Сен-Жермена из изданий «Я ЕСМЬ»14 стилистически очень близки аналогичным портретам, систематически воспроизводящимся в книгах Профетов (художник – Чарльз Синделар). 3. Тексты Профетов прямо говорят о причастности Вознесенного Владыки Эль Мории к развитию движения «Я ЕСМЬ». В работах самого Годфри Рэя Кинга 1930-х годов, оказавшихся в нашем распоряжении, упоминаний о Вознесенном Владыке, которого можно было бы соотнести с Морией (или Эль Морией), мы не нашли. Таким образом, первоисточники как будто ничего не сообщают об участии Эль Мории в появлении движения «Я ЕСМЬ». Профеты же утверждают, что Вознесенный Владыка Эль Мория «сыграл значительную роль в развитии движения “Я ЕСМЬ”»15 и даже называл это движение «нашим» (очевидно, подразумевая Великое Белое Братство):
А вот что говорит Эль Мория о зарождении движения «Я ЕСМЬ»:
Неоднократно Эль Мория утверждал через Профетов авторитет Возлюбленного Годфри, вступался за него, защищал от клеветы, высказывался как о ближайшем соратнике и помощнике:
Подводя итог этим наблюдениям, можно сказать об исключительно тесной связи «Саммит Лайтхауза» с движением «Я ЕСМЬ». Сами Профеты подчеркивали эту преемственность, утверждая, что работают с теми же Вознесенными Владыками и, подобно Баллардам, разворачивают очередной виток провозвестия Великого Белого Братства. Теперь обратимся к свидетельствам Рерихов по этому поводу. Елена Ивановна неоднократно упоминала Баллардов в переписке и однозначно высказывалась о них как о лжевозглашателях, профанирующих Высокие Имена и не имеющих никакого отношения к работе Великих Учителей:
Примечания: 1 Prophet E.C. Access the Power of Your Higher Self. Your Source of Inner Guidance and Spiritual Transformation. Summit University Press, 1997. P. 36. 2 The Messenger (Elizabeth Clare Prophet). Prophecy for the 1990s – III. Part 3: The Four Horsemen: A 2,000-Year Ride // Pearls of Wisdom. Vol. 33. № 6. February 11, 1990. 3 The Messenger. Prophecy for the 1990s by Elizabeth Clare Prophet // Pearls of Wisdom. Vol. 33. № 6. February 11, 1990. 4 Godfre Ray King. Unveiled Mysteries. Saint Germain Series, Vol. 1. 4th ed. Schaumburg, Illinois: Saint Germain Press, 2005. First ed. in 1934; Godfre Ray King. The Magic Presence. Saint Germain Series, Vol. 2. 3th ed. Schaumburg, Illinois: Saint Germain Press, 2000. First ed. in 1935; Вознесенный Владыка Сен-Жермен через Годфри Рэй Кинга. Беседы о «Я ЕСМЬ». Серия «Сен-Жермен». Т. 3 / Пер. с англ. М.Безматерных. Ростов-на-Дону: Золотое Слово, 2010. 5 Мэри Бэкер Эдди (1821–1910) – основательница Церкви Христианской науки, автор книги «Наука и здоровье, с Ключом к Священному Писанию». Утверждала, что человек способен исцелить себя самостоятельно, без медикаментозного, хирургического и прочего вмешательства, посредством одной молитвы. Согласно Профетам, сотрудничала с Вознесенными Владыками Иисусом, Илларионом и Матерью Марией, совершила вознесение и стала Вознесенной Владычицей Теософией, от которой Профеты также принимали диктовки. 6 Эль Мория. Чела и Путь. Ключи к духовному совершенствованию в эпоху Водолея. Продиктовано Посланнику Э.К.Профет. М.: Лонгфелло, 2006. С. 183–185. 7 Следует отметить, что это весьма противоречивое утверждение, поскольку уже в 1920 году началось тесное сотрудничество Рерихов с Учителями и запись текстов, из которых впоследствии были составлены параграфы Учения Агни Йоги. Напомним также, что к моменту основания движения «Я ЕСМЬ» (1931/32) Рерихи уже опубликовали несколько книг Живой Этики и продолжали готовить следующие. 8 Эль Мория. Чела и Путь. Ключи к духовному совершенствованию в эпоху Водолея. Продиктовано Посланнику Э.К.Профет. М.: Лонгфелло, 2006. С. 184–185. 9 Примечание к диктовке: Dictation of Saint Germain. Saint Germain on Freedom. Chapt. II: The Grand Adventure. Part 2 // Pearls of Wisdom. Vol. 20. № 33. August 14, 1977. 10 Франчиа Ла Дью (1849–1922) – первая Главная Хранительница «Храма Человечества», общества, основанного по Указу Великого Учителя Ил. в 1898 году и развернувшего свою работу в Алсионе (Сан-Луи, шт. Калифорния, США). Наставления Учителя Ил. публиковались на страницах выпускавшегося общиной ежемесячного журнала «Мастеровой Храма» и легли в основу книг «Учения Храма», куда вошли также послания Великих Учителей М., К.Х. и С. Елена Ивановна Рерих проявляла глубокий интерес к «Храму Человечества» и личности Ф. Ла Дью (запрашивала ее официальную биографию, обсуждала с Владыкой М. ее судьбу, читала и занималась переводом текстов «Учения Храма», приводила обширные цитаты из «Учения Храма» в переписке, передавала своим сотрудникам поручение Владыки М. о переводе «Учения Храма» и т.д.), чего нельзя сказать ни о М.Б.Эдди, ни о Баллардах. 11 См., например, письма Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 24), Н.П.Серафининой от 17 февраля 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 30–31), Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М.Лихтманам от 26 апреля 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 85), [А.Паскевичу и А.Кавка] от 31 июля 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 194) и др. Ту же линию «Е.П.Блаватская – Ф.Ла Дью – Рерихи» приводит и С.Н.Рерих в письме Г.Уоллесу от 7 августа 1935 года (Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М: МЦР, 2004. С. 155). 12 Мы не берем в расчет нескольких упоминаний самoй Христианской науки в переписке Е.И.Рерих, они краткие и малоинформативные (в отличие от оценок, дававшихся множеству других духовных течений). 13 Эл. письмо П.Даффи автору от 24 февраля 2011 года. 14 См., например: Godfre Ray King. Unveiled Mysteries. Saint Germain Series, Vol. 1. 4th ed. Schaumburg, Illinois: Saint Germain Press, 2005. First ed. in 1934. 15 Профет Э.К., Спадаро П.Р., Стайнман М.Л. Каббала: Ключ к вашей внутренней силе. М.: Лонгфелло, 2005. С. 9. 16 Еще более странное утверждение, поскольку «первым движением», инициированным Махатмами – если вообще есть смысл рассуждать на подобные темы, учитывая степень нашей осведомленности о делах Братства, – по праву должно быть названо Теософическое общество, но никак не «Я ЕСМЬ» Баллардов. 17 Morya I. Teachings of the Ascended Masters. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. The Summit Lighthouse Library, 2001. P. xxviii–xxix. 18 Morya I. Teachings of the Ascended Masters. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. The Summit Lighthouse Library, 2001. P. xxiii. 19 Вознесенный Марк Профет, который после смерти в 1973 году также передавал диктовки через Э.К.Профет. 20 Dictation of Beloved El Morya. New Year's Retreat at the Royal Teton Ranch. Part I: My Candidacy for President of the United States of America. «I Run in the Race in the Hearts of My Chelas» // Pearls of Wisdom. Vol. 31. № 1. January 3, 1988. 20a Почти наверняка, речь идет о книге Г.Балларда «Раскрытые таинства» (Godfre Ray King. Unveiled Mysteries. Chicago, Illinois: Saint Germain Press, 1934). Во всяком случае, нам неизвестно других книг, изданных не позднее 1938 года, в которых бы рассказывалось о встречах Г.Балларда с Учителем Сен-Жерменом. Знакомство Елены Ивановны с баллардовским учением по первоисточникам подтверждается наличием указанной книги в библиотеке Рерихов. Об этом автору сообщила Т.А.Анисимова, которая в 2012–2013 годах в должности главного библиографа Научной библиотеки Международного Центра Рерихов работала с личными книгами Рерихов в их индийском имении в долине Кулу (письмо Т.А.Анисимовой автору от 11 сентября 2013 года). 21 Пометка (?!) принадлежит Е.И.Рерих. 22 Ascending Masters (англ.) – Вознесенные Учителя (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 23 I am [a] love gift (англ.) – Я есть дар любви (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 24 Описание поразительным образом напоминает обстановку, в которой принимались диктовки Э.К.Профет (видеозаписи доступны на сайте «ВКонтакте», http://vk.com/). Здесь и красочные портреты Иисуса Христа и Сен-Жермена по обе стороны Посланника, и изображения человеческих фигур внутри сияния пламени гигантской свечи, и цветочные заросли с белыми лилиями, и ленты, спадающие с плеч Элизабет, и букеты роз перед белым креслом-троном, и сверкающие перстни на пальцах, и ласковые обращения к слушателям... Если не все одновременно, то, по крайней мере, значительная часть перечисленных деталей на каждой из видеозаписей присутствует. 25 «Temple of the People» («Храм человечества») – организация, созданная Ф. Ла Дью в 1898 году в США (Алсион, шт. Калифорния) (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 26 Rom Landau. God is my Adventure. London, 1935 (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 27 Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой от 5 декабря 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 289–291. 28 Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935 (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 29 Good time (англ.) – приятное времяпрепровождение (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 30 Tutti quanti (итал.) – им подобные, и прочие (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 31 Е.И.Рерих – К.Н.Муромцевой [от 1938 года] // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 302. 32 Е.И.Рерих – З[ине] и Амр[иде] от 10 декабря 1938 года // Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 2. М.: Сфера, 1996. С. 256. |