<<к пред. параграфу (§2.6)   |   на главную   |   к след. параграфу (§2.8)>>


2.7. Были ли Балларды Посланниками Великого Белого Братства?

В этом параграфе речь пойдет о супругах Гае Балларде (1878–1939) и Эдне Баллард (1886–1971), которые то ли в 1931-ом1, то ли в 1932-ом году2 положили начало религиозному движению «Я ЕСМЬ» (англ. I AM Activity) со штаб-квартирой в Чикаго. В свое время оно было весьма популярным и насчитывало, по некоторым данным, сотни тысяч, если не миллионы последователей3. О том, кто такие Балларды, обычно хотя бы в общих чертах знают последователи Профетов; напротив, людям, сосредоточенным на изучении наследия Рерихов, эти имена, как правило, ни о чем не говорят. А между тем, подробное ознакомление со взглядами Профетов и Рерихов на чету Баллард дает интересный материал для размышлений на тему единства источников рассматриваемых учений.

Итак, в самом начале 1930-х годов Гай Баллард начал получать наставления Вознесенных Владык. Он и – несколько позже – его супруга публиковали принимавшиеся тексты под псевдонимами Годфри Рэй Кинг (Г.Баллард) и Лотос Рэй Кинг (Э.Баллард)4. Именно в их работах впервые появилось понятие фиолетового пламени – особой трансмутирующей энергии, освобождающей человека от внутреннего разлада и несовершенства. Согласно Профетам, в течение многих веков мистики разных народов использовали эту энергию тайно, но лишь в XX веке произошло эпохальное по значимости событие – Вознесенные Владыки, в первую очередь Сен-Жермен, стали обучать этому открыто и избрали Баллардов в качестве провозвестников этой истины.

Отметим несколько важных моментов:

1. Для Профетов Гай и Эдна Баллард – практически ключевые фигуры в истории духовных течений XIX–XX веков. Среди множества людей, так или иначе взаимодействовавших с Вознесенными Владыками, Профеты выделяли особую, крайне малочисленную группу – Посланников (англ. Messengers) Великого Белого Братства, на которых возлагалась совершенно исключительная миссия по передаче сведений от Владык. Как правило, в профетовских текстах называются четыре таких Посланника (или группы Посланников) – Е.П.Блаватская, М.Б.Эдди5, Балларды и Рерихи6. Однако часто акцент делается на преемственности Профетов именно от баллардовского «Я ЕСМЬ»; история же и эволюционное значение трех других движений оговаривается как бы мимоходом. Так, в классической работе «Чела и Путь» Вознесенный Владыка Эль Мория, очерчивая последовательность провозвестников Белого Братства, после краткого упоминания о Е.П.Блаватской и М.Б.Эдди переходит к движению «Я ЕСМЬ»:

«В 30-е годы XX столетия пришли два близнецовых пламени – Гай У. Баллард и Эдна Баллард, передавшие людям священное таинство закона Я ЕСМЬ, углубленное знание об Иерархии, призывах священного огня и пути вознесения. Им, испытанным и верным представителям Сен-Жермена, было назначено оставаться единственными7 Посланниками Иерархии эпохи Водолея до тех пор, пока человечество не искупит определенную часть своей кармы.

Когда тот цикл исполнился, Сен-Жермен вместе с Дарджилингским Советом оказал покровительство Марку и Элизабет Профет в продолжении дела не только Баллардов и движения “Я ЕСМЬ”, но также дела Николая и Елены Рерихов. Рерихи передали слово Мории, которому суждено было наделить как русский, так и американский народы энергией и просветленностью, чтобы удержать красного дракона мирового коммунизма. Так пламя Матери в России и пламя Матери в Америке сливаются в спиралях свободы и победы ради сыновей и дочерей Бога в этих нациях и в каждой нации на Земле...»
8

Интересно, что во многих подобных местах о деятельности Рерихов вообще не упоминается:

«Завершив этот круг служения своему Владыке, – читаем мы в «Жемчужинах Мудрости», – г-н Баллард совершил вознесение 31 декабря 1939 года, предоставив г-же Баллард продолжать работу в качестве Посланника вплоть до ее собственного вознесения 12 февраля 1971 года. Для продолжения работы, начатой этими преданными учениками Владыки [Эпохи] Водолея [т.е. Сен-Жермена], Вознесенный Мастер Эль Мория установил контакт со своими чела Марком и Элизабет Профетами и подготовил их к [исполнению миссии] Посланников, дабы они служили под началом Сен-Жермена, заложив основание “Саммит Лайтхауза ” в 1958 году с целью публикации учений Вознесенных Владык в [серии] “Жемчужины Мудрости”, еженедельных письмах, рассылавшихся для чела Владык по всему миру...»9

Заметим попутно, что Е.И.Рерих настаивала на другой «линии» провозвестников Братства – Е.П.Блаватская, Ф.Ла Дью10, Рерихи11 – и никогда, насколько нам известно, не упоминала имя М.Б.Эдди12, хотя систематически обсуждала самых разных авторов, писавших на духовные темы. Точно так же, среди огромного количества оказавшихся в нашем распоряжении диктовок Вознесенных Владык, принятых Профетами в 1958–1996 годах, мы не смогли обнаружить ни одного упоминания о Ф.Ла Дью. На вопрос о том, как же все-таки Профеты относились к Ф.Ла Дью и ее ближайшему сподвижнику У.Доуэру, Питер Даффи ответил: «Я не слышал об этих людях и об их писаниях прежде. Я никогда не слышал, чтобы Профеты говорили о них»13.

2. Содержание и стилистика текстов Профетов ощутимо ближе к работам Баллардов, нежели к теософии, Христианской науке или Рерихам. Все ключевые понятия и термины Баллардов («фиолетовое пламя», «вознесение», «Я ЕСМЬ Присутствие», схема Магического Присутствия и др.) без изменений или с незначительными «усовершенствованиями» встречаются у Профетов, которые активно популяризируют их в своих работах. Кроме того, специфические имена контактировавших с Баллардами Вознесенных Владык, не известных ни теософии конца XIX века, ни Рерихам (Нада, Ланто, Циклопей, Гималайя, Великий Божественный Направитель, Меру, Ча Ара, Арктур и т.д.), встречаются и у Профетов, причем у них этот список дополнен внушительным количеством новых фигур. В частности, ряд профетовских диктовок был получен от Владыки Годфри Рэя Кинга и Владычицы Лотос Рэй Кинг – вознесенных Гая и Эдны Баллардов. Даже портреты Вознесенных Владык Иисуса и Сен-Жермена из изданий «Я ЕСМЬ»14 стилистически очень близки аналогичным портретам, систематически воспроизводящимся в книгах Профетов (художник – Чарльз Синделар).

3. Тексты Профетов прямо говорят о причастности Вознесенного Владыки Эль Мории к развитию движения «Я ЕСМЬ». В работах самого Годфри Рэя Кинга 1930-х годов, оказавшихся в нашем распоряжении, упоминаний о Вознесенном Владыке, которого можно было бы соотнести с Морией (или Эль Морией), мы не нашли. Таким образом, первоисточники как будто ничего не сообщают об участии Эль Мории в появлении движения «Я ЕСМЬ».

Профеты же утверждают, что Вознесенный Владыка Эль Мория «сыграл значительную роль в развитии движения “Я ЕСМЬ”»15 и даже называл это движение «нашим» (очевидно, подразумевая Великое Белое Братство):

«Любовь, вызвавшая к жизни прекрасную божественную добрую волю в нашем первом16 движении Я ЕСМЬ, тем не менее, вечно укреплялась нашим возлюбленным, милостивым Послушанием – Папой Баллардом, – который всегда так близок и дорог вам»17.

А вот что говорит Эль Мория о зарождении движения «Я ЕСМЬ»:

«Когда первые волны моих усилий едва стали находить отклик в сердце возлюбленного Папы Балларда, лишь малая часть человечества внешним сознанием помышляла о том, насколько значительная деятельность будет зарождена и сколь величественным может оказаться результат выдвинутой в ней программы»18.

Неоднократно Эль Мория утверждал через Профетов авторитет Возлюбленного Годфри, вступался за него, защищал от клеветы, высказывался как о ближайшем соратнике и помощнике:

«Итак, возлюбленные, – обращается Эль Мория к слушателям, – в эту ночь по обе стороны от меня Посланники Годфри и Ланелло19, и в их сердцах и в моем вы найдете очередное подтверждение нашей верности и нашей готовности встать на защиту офиса Посланника Великого Белого Братства, чья мантия находится на той, через которую мы говорим [Э.К.Профет]»20.

Подводя итог этим наблюдениям, можно сказать об исключительно тесной связи «Саммит Лайтхауза» с движением «Я ЕСМЬ». Сами Профеты подчеркивали эту преемственность, утверждая, что работают с теми же Вознесенными Владыками и, подобно Баллардам, разворачивают очередной виток провозвестия Великого Белого Братства.

Теперь обратимся к свидетельствам Рерихов по этому поводу. Елена Ивановна неоднократно упоминала Баллардов в переписке и однозначно высказывалась о них как о лжевозглашателях, профанирующих Высокие Имена и не имеющих никакого отношения к работе Великих Учителей:

(a) «На Ваш вопрос о новом журнале, издаваемом в Калифорнии, – пишет Е.И.Рерих, – должна сказать, что я его не получаю, но об издателях его слышала от друзей и читала книгу, если не ошибаюсь, самого г-на Балларда, в которой он рассказывает о своих встречах с гр[афом] Сен-Жерменом20a. Книга эта, конечно, не заслуживает внимания. Также Вы сами можете судить о качестве таких вестников по стилю их оповещений в широкой прессе.

Недавно мне переслали вырезки из Чикагской газеты, где этим вестникам посвящено три столбца. Сначала сообщается, как начался этот “культ” под покровительством гр[афа] С[ен]-Жерм[ена] (?!)
21, далее идет описание даваемых ими лекций в огромном зале чикагской оперы, происходивших ежедневно в две смены, утром и вечером, в течение десяти дней. Причем зал был битком наполнен нарядной публикой, последователями этих “вестников”. И как сказано в газете: “Выяснено, что сегодня, 16 окт[ября], когда десятидневное пребывание четы Баллардов закончится, можно будет сказать, что 50 000 человек услышали рассказ об “Ассендинг Мастерс”22 и о “вибрациях” и что тысячи долларов были вложены в маленькие желтые конвертики, которые предлагаются каждому посетителю для вложения в них “Ай эм лов гифт”23”.

Затем описывается декорация сцены, на которой выступает чета Балл[ард]. Сцена ярко освещена, ей придан несколько церковный характер. Декорации изображают цветочные заросли с высокими кустами свешивающихся огромных желтых хризантем и белых лилий, сбоку стоят золотые арфы, а по обеим сторонам лекционного возвышения помещены ярко освещенные портреты в красках Иис[уса] Хр[иста] и С[ен]-Ж[ермена] в апостольском одеянии. Сверху на сцену льется голубоватый свет, и на самом верху над сценой помещается огромный освещенный транспарант, на котором изображены две человеческие фигуры внутри сияния пламени гигантской свечи, символизирующего “космический свет беспредельной мощи”.

Г-жа Б[аллард], которая чередуется со своим супругом на этой сцене, сидит на кресле-троне из слоновой кости с золотыми инкрустациями. На ней шелковое платье цвета герани и с широкими лентами, спадающими с плеч в виде оперного шлейфа. Ее белые волосы в локонах причесаны короною. Лицо частично закрыто громадным букетом красных роз. Она вещает: “Мы должны расширить деятельность наших свойств совершенной любви, и тогда образуется поток физического мира, который будет поднят до электронов, и, таким образом, мы станем электрическим телом – антитезою физического...” При этом г-н и г-жа Б[аллард] щедро рассыпают самые нежные прилагательные, обращаясь к своей аудитории.

Сам г-н Б[аллард] в белом костюме, и на пальцах его сверкают бриллианты
24, он повествует о своих частых беседах и свиданиях с С[ен]-Жерм[еном] и также о так называемых практических чудесах! Рассказывает, как еще мальчиком он в течение многих лет страстно хотел иметь желтый бриллиант, который он однажды увидел в окне ювелирного магазина. Через несколько лет друзья из Сан-Диего сделали ему подарок. Подарок этот помещался в маленькой коробочке, когда он открыл ее, глаза его были пронзены блеском настоящего желтого бриллианта! И тут же он предостерегает своих слушателей: “Будьте осторожны, дорогие, дражайшие мои друзья, со своими желаниями. Вы можете получить исполнение их, несмотря на то, что Вы, может быть, уже не желаете этого”.

И когда г-н и г-жа Б[аллард] заявляют: “Если бы мы не были достойны порученной нам работы, мы не были бы избраны нести этот свет”, вся многотысячная аудитория подымается на ноги и аплодирует им. Вот какой гротеск нужен широкой американской публике.

Число “культов” в Америке, что грибов после дождя. Но, конечно, все эти явления очень подрывают отношение серьезных искателей к некоторым редким, но истинным движениям, направляемым Б[елым] Братством. Так, в то время как Е.П.Бл[аватская] подвергалась всяким преследованиям и нуждалась материально, так же как и основательница “Темпль оф зе Пипл”
25, некоторые последователи их, на самом деле просто ловкие аферисты, прекрасно устраивали свои денежные дела, кощунственно перелагая и искажая Учение в формы, требуемые пошлыми вкусами толпы. Тяжка карма таких кощунников, но их сейчас немало. Это тоже знамение конца Черного Века. К категории четы Б[аллард] можно отнести и некоего г-на Букмана, который утверждает, что “Бог – миллионер”, потому он не видит, почему не нужно пользоваться всеми благами жизни. Он тоже насчитывает тысячи богатейших последователей. Его движение известно под именем “Оксфордского движения”. Несколько таких духовных лидеров хорошо описаны в книге польского писателя Ландау на англ[ийском] яз[ыке] “Год из май Адвенчюр”26. Да, тяжко видеть, как безответственные лица кощунственно пользуются и прикрываются Светлыми Именами и опошляют великие истины...»27

(b) «Илья Эммануилович прав, что кн[иги] Учения распространяются. Много прекрасных душ подошли и подходят через эти книги. Группы множатся, и намечаются полезные действия и выступления. Очень было бы ценно знать, какие книги имел в виду Илья Эм[мануилович], будто бы направленные против Учения? Не брошюру ли Иванова28? Сейчас приходится поражаться, как наряду с устремлением к пошлейшему “гуд-тайм”29 уживаются и всякие искания. Учения и учителя подымаются как грибы после дождя! Слыхала ли ты о Букманистах, о Баллардах, Мехер Баба, Гурджиеве и тутти кванти30?.. Последователи Букмана особенно многочисленны, ибо “Бог его – миллионер” и потому прежде всего заботится, что[бы] все имели “гуд-тайм”. Можешь себе представить, как это воспринимается людьми, не знающими, что из себя изобразить? Прочла я об этих учителях в книге Рома Ландау “Год из май Адвэнчюр”. Советую прочесть...»31

(c) «Родная моя Зиночка, посылаем лучшие мысли к новому строительству. Осторожными касаниями можно установить прекрасный духовный контакт с учениками. Молодежь должна звучать на тончайшие струны сердца. Книги Учения [Живой Этики] дают такой прекрасный подход. Неужели только Балларды могут привлекать множества? К следующему письму приложу собеседования, касающиеся лжевозглашателей»32.


Примечания:
1 Prophet E.C. Access the Power of Your Higher Self. Your Source of Inner Guidance and Spiritual Transformation. Summit University Press, 1997. P. 36.
2 The Messenger (Elizabeth Clare Prophet). Prophecy for the 1990s – III. Part 3: The Four Horsemen: A 2,000-Year Ride // Pearls of Wisdom. Vol. 33. № 6. February 11, 1990.
3 The Messenger. Prophecy for the 1990s by Elizabeth Clare Prophet // Pearls of Wisdom. Vol. 33. № 6. February 11, 1990.
4 Godfre Ray King. Unveiled Mysteries. Saint Germain Series, Vol. 1. 4th ed. Schaumburg, Illinois: Saint Germain Press, 2005. First ed. in 1934; Godfre Ray King. The Magic Presence. Saint Germain Series, Vol. 2. 3th ed. Schaumburg, Illinois: Saint Germain Press, 2000. First ed. in 1935; Вознесенный Владыка Сен-Жермен через Годфри Рэй Кинга. Беседы о «Я ЕСМЬ». Серия «Сен-Жермен». Т. 3 / Пер. с англ. М.Безматерных. Ростов-на-Дону: Золотое Слово, 2010.
5 Мэри Бэкер Эдди (1821–1910) – основательница Церкви Христианской науки, автор книги «Наука и здоровье, с Ключом к Священному Писанию». Утверждала, что человек способен исцелить себя самостоятельно, без медикаментозного, хирургического и прочего вмешательства, посредством одной молитвы. Согласно Профетам, сотрудничала с Вознесенными Владыками Иисусом, Илларионом и Матерью Марией, совершила вознесение и стала Вознесенной Владычицей Теософией, от которой Профеты также принимали диктовки.
6 Эль Мория. Чела и Путь. Ключи к духовному совершенствованию в эпоху Водолея. Продиктовано Посланнику Э.К.Профет. М.: Лонгфелло, 2006. С. 183–185.
7 Следует отметить, что это весьма противоречивое утверждение, поскольку уже в 1920 году началось тесное сотрудничество Рерихов с Учителями и запись текстов, из которых впоследствии были составлены параграфы Учения Агни Йоги. Напомним также, что к моменту основания движения «Я ЕСМЬ» (1931/32) Рерихи уже опубликовали несколько книг Живой Этики и продолжали готовить следующие.
8 Эль Мория. Чела и Путь. Ключи к духовному совершенствованию в эпоху Водолея. Продиктовано Посланнику Э.К.Профет. М.: Лонгфелло, 2006. С. 184–185.
9 Примечание к диктовке: Dictation of Saint Germain. Saint Germain on Freedom. Chapt. II: The Grand Adventure. Part 2 // Pearls of Wisdom. Vol. 20. № 33. August 14, 1977.
10 Франчиа Ла Дью (1849–1922) – первая Главная Хранительница «Храма Человечества», общества, основанного по Указу Великого Учителя Ил. в 1898 году и развернувшего свою работу в Алсионе (Сан-Луи, шт. Калифорния, США). Наставления Учителя Ил. публиковались на страницах выпускавшегося общиной ежемесячного журнала «Мастеровой Храма» и легли в основу книг «Учения Храма», куда вошли также послания Великих Учителей М., К.Х. и С. Елена Ивановна Рерих проявляла глубокий интерес к «Храму Человечества» и личности Ф. Ла Дью (запрашивала ее официальную биографию, обсуждала с Владыкой М. ее судьбу, читала и занималась переводом текстов «Учения Храма», приводила обширные цитаты из «Учения Храма» в переписке, передавала своим сотрудникам поручение Владыки М. о переводе «Учения Храма» и т.д.), чего нельзя сказать ни о М.Б.Эдди, ни о Баллардах.
11 См., например, письма Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 24), Н.П.Серафининой от 17 февраля 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 30–31), Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М.Лихтманам от 26 апреля 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 85), [А.Паскевичу и А.Кавка] от 31 июля 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 194) и др. Ту же линию «Е.П.Блаватская – Ф.Ла Дью – Рерихи» приводит и С.Н.Рерих в письме Г.Уоллесу от 7 августа 1935 года (Рерих С.Н. Письма. Т. 1. М: МЦР, 2004. С. 155).
12 Мы не берем в расчет нескольких упоминаний самoй Христианской науки в переписке Е.И.Рерих, они краткие и малоинформативные (в отличие от оценок, дававшихся множеству других духовных течений).
13 Эл. письмо П.Даффи автору от 24 февраля 2011 года.
14 См., например: Godfre Ray King. Unveiled Mysteries. Saint Germain Series, Vol. 1. 4th ed. Schaumburg, Illinois: Saint Germain Press, 2005. First ed. in 1934.
15 Профет Э.К., Спадаро П.Р., Стайнман М.Л. Каббала: Ключ к вашей внутренней силе. М.: Лонгфелло, 2005. С. 9.
16 Еще более странное утверждение, поскольку «первым движением», инициированным Махатмами – если вообще есть смысл рассуждать на подобные темы, учитывая степень нашей осведомленности о делах Братства, – по праву должно быть названо Теософическое общество, но никак не «Я ЕСМЬ» Баллардов.
17 Morya I. Teachings of the Ascended Masters. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. The Summit Lighthouse Library, 2001. P. xxviii–xxix.
18 Morya I. Teachings of the Ascended Masters. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. The Summit Lighthouse Library, 2001. P. xxiii.
19 Вознесенный Марк Профет, который после смерти в 1973 году также передавал диктовки через Э.К.Профет.
20 Dictation of Beloved El Morya. New Year's Retreat at the Royal Teton Ranch. Part I: My Candidacy for President of the United States of America. «I Run in the Race in the Hearts of My Chelas» // Pearls of Wisdom. Vol. 31. № 1. January 3, 1988.
20a Почти наверняка, речь идет о книге Г.Балларда «Раскрытые таинства» (Godfre Ray King. Unveiled Mysteries. Chicago, Illinois: Saint Germain Press, 1934). Во всяком случае, нам неизвестно других книг, изданных не позднее 1938 года, в которых бы рассказывалось о встречах Г.Балларда с Учителем Сен-Жерменом. Знакомство Елены Ивановны с баллардовским учением по первоисточникам подтверждается наличием указанной книги в библиотеке Рерихов. Об этом автору сообщила Т.А.Анисимова, которая в 2012–2013 годах в должности главного библиографа Научной библиотеки Международного Центра Рерихов работала с личными книгами Рерихов в их индийском имении в долине Кулу (письмо Т.А.Анисимовой автору от 11 сентября 2013 года).
21 Пометка (?!) принадлежит Е.И.Рерих.
22 Ascending Masters (англ.) – Вознесенные Учителя (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
23 I am [a] love gift (англ.) – Я есть дар любви (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
24 Описание поразительным образом напоминает обстановку, в которой принимались диктовки Э.К.Профет (видеозаписи доступны на сайте «ВКонтакте», http://vk.com/). Здесь и красочные портреты Иисуса Христа и Сен-Жермена по обе стороны Посланника, и изображения человеческих фигур внутри сияния пламени гигантской свечи, и цветочные заросли с белыми лилиями, и ленты, спадающие с плеч Элизабет, и букеты роз перед белым креслом-троном, и сверкающие перстни на пальцах, и ласковые обращения к слушателям... Если не все одновременно, то, по крайней мере, значительная часть перечисленных деталей на каждой из видеозаписей присутствует.
25 «Temple of the People» («Храм человечества») – организация, созданная Ф. Ла Дью в 1898 году в США (Алсион, шт. Калифорния) (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
26 Rom Landau. God is my Adventure. London, 1935 (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
27 Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой от 5 декабря 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 289–291.
28 Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. Харбин, 1935 (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
29 Good time (англ.) – приятное времяпрепровождение (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
30 Tutti quanti (итал.) – им подобные, и прочие (Прим. издателей писем Е.И.Рерих).
31 Е.И.Рерих – К.Н.Муромцевой [от 1938 года] // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 302.
32 Е.И.Рерих – З[ине] и Амр[иде] от 10 декабря 1938 года // Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 2. М.: Сфера, 1996. С. 256.