<<к пред. параграфу (§2.1)   |   на главную   |   к след. параграфу (§2.3)>>


2.2. Возносились ли Великие Учителя?

2.2.1. Вознесение

Одним из центральных понятий в учении Профетов является вознесение. Согласно Учению Вознесенных Владык, это «духовное ускорение сознания, происходящее после естественного завершения заключительной жизни на Земле»1. Иными словами, это особый процесс, которым венчается цикл земных воплощений человека. По мысли Профетов, когда пройден ритуал вознесения, т.е. достигнута религиозная цель учения, человек попадает в особые сферы, откуда может передавать наставления воплощенным, пока еще не вышедшим из колеса перерождений, существам. Именно такие самореализовавшиеся личности и служат источником учения Профетов, поэтому неудивительно, что данное преобразование представляется делом исключительной важности:

(a) «Вознесение и преодоление любых связывающих состояний, которые должны ему предшествовать, – это право, данное [человеку] от рождения, и кульминация жизни для всех, рожденных от Бога»2.

(b) «Вознесение – это цель жизни не только для избранных, но для множеств»3.

В то же время необходимо отметить, что концепция вознесения не принадлежит теософии конца XIX – начала XX века, а является, пожалуй, самой яркой отличительной чертой Учения Вознесенных Владык. По-видимому, Гай Баллард (§ 2.7) был первым, кто начал использовать понятие «вознесение» в указанном выше специфическом смысле.

В работах Профетов мы находим указание на то, что обсуждаемое понятие своими корнями уходит в христианскую фразеологию:

«...воссоединение с Богом, называемое вознесением в свет, [есть] ритуал возвращения [Домой], через который прошел Иисус. Отсюда – происхождение термина “Вознесенный Владыка”»4.

Однако они подчеркивают, что сама концепция вознесения как факта духовной реальности выходит далеко за рамки евангельского повествования:

«Иисус не был единственным Сыном Бога, продемонстрировавшим ритуал вознесения, не был он и последним. <...> На самом деле, сыновья и дочери Бога по всему космосу следовали по пути вознесения со времен первого творения»5.

2.2.2. Учитель К.Х.

Согласно Профетам, Владыка Кутхуми, совершил вознесение в 1889 году6. Меж тем, как уже было сказано, в теософии понятие «вознесение» ассоциируется исключительно с соответствующей христианской концепцией. Подтверждение этому мы находим в «Письмах Махатм», как раз в письме Учителя К.Х., который не только упоминает данный термин в евангельском контексте, но и фактически отрицает уместность его применения в других ситуациях:

«Помните, что была лишь одна истеричная женщина, заявлявшая о присутствии на предполагаемом вознесении7, и что этот феномен никогда не был подтвержден повторением. И все же около 2000 лет бесчисленные миллиарды слепо полагались на свидетельство одной этой женщины – а она не заслуживает большого доверия»8.

Письмо датировано октябрем 1880 года – то есть оно было написано за несколько лет до того, как, по свидетельству Профетов, его автор должен был завершить цикл своих земных воплощений и осуществить вознесение. Примечательно, что Учитель К.Х. утверждает, что феномен вознесения «никогда не был подтвержден повторением», в то время как Профеты сообщают, по меньшей мере, о трех вознесениях, произошедших между веком Христа и XIX столетием9:

♦ ок. 372 года н.э. – Владыка Илларион10;
♦ 19 апреля 1588 года – Павел Венецианец;
♦ 1 мая 1684 года – Сен-Жермен.

Не ссылается Учитель К.Х. и на более ранние, дохристианские вознесения, которые, как утверждают Профеты, также имели место и исчислялись, по самым скромным оценкам, миллионами11.

Что касается Рерихов, то они располагали иной информацией об Учителе К.Х. В одном из писем 1954 года Елена Ивановна сообщает:

«Не люблю писать в письмах о Сокровенном, но мне разрешено написать, что М[ахатма] К.Х. никогда не имел англ[ийского] воплощения и уже более двух столетий носит свое Индусское тело»12.

Таким образом, Е.И.Рерих утверждает, что как минимум с 1754 по 1954 год Учитель К.Х. непрерывно носил одно и то же физическое тело. В учении же Профетов, напротив, считается, что Владыка Кутхуми в своем финальном воплощении прожил меньше 90 лет – родился в начале XIX века13 и закончил цикл своих земных воплощений в 1889 году.

В приведенной цитате обращает на себя внимание характерный для Елены Ивановны оборот: «мне разрешено написать», – который свидетельствует о том, что эти сведения подтверждены Махатмой М. (а может быть, и другими Великими Учителями).

2.2.3. Учитель М.

В изданиях, посвященных Учению Вознесенных Владык, сообщается, что в конце XIX века вознесение осуществил не только Владыка Кутхуми, но и Эль Мория, также передававший Профетам свои послания:

«Мория совершил вознесение в 1898 году и продолжает свою великую работу [по установлению] Богоправления на Земле через пламя доброй воли, а также своих воплощенных учеников»14.

О том же неоднократно говорил через Профетов и сам Вознесенный Владыка:

«Многие из вас, – говорил Эль Мория в одном из своих посланий конца 1950-х годов, – знают, что я реален, что я живое существо, распространяющее вибрации Божественной Любви и Света, которое некогда, будучи в воплощении, находясь в таком же положении, как вы сегодня, когда-то до вознесения сталкивалось с теми же проблемами и чувствами радости и печали, которые обуревают некоторых из вас. Когда я, наконец, совершил вознесение в обитель вознесенных сонмов (в 1898 году), эта победа была одержана только после того, как я целиком выплатил все свои кармические долги жизни путем служения, высвободив абсолютную чистоту и мощь моего собственного возлюбленного Я ЕСМЬ Присутствия...»15

Можно привести ряд других источников, излагающих учение Профетов, в которых также сообщается о вознесении Эль Мории в конце XIX века16 или более конкретно – в 1898 году17.

Теперь обратимся к свидетельствам Рерихов. Относительно недавно, согласно инструкциям С.Н.Рериха, были опубликованы фрагменты дневника Е.И.Рерих18, в которых запечатлен ее опыт общения с Великим Учителем М. Беседы, оформленные в виде диалога (с редкими комментариями Елены Ивановны о текущих событиях, окружающей обстановке и т.п.), затрагивают самые разные вопросы. В частности, неоднократно поднимается тема состояний, в которых находятся Великий Учитель и Сотрудники Великого Белого Братства. Обсуждается пребывание в земных оболочках, свойства астрального тела, особенности так называемого уплотненного астрала и т.п. Несмотря на сложность темы, вполне отчетливо обозначен как интерес Е.И.Рерих к подобным вопросам, так и стремление Великого Учителя разъяснить многие подробности. Среди прочего сам Владыка М. объясняет своей ученице, почему в настоящий момент он все еще носит земное тело:

«Нужда заставляет Меня и Группу, принявшую работу на земле, оставаться в физическом теле, и Скажу Вам [Рерихам] шепотом, что последняя битва требует Нашего состояния...»19 (1924)

И позже, летом того же года, вновь возвращается к теме своего пребывания на Земле:

«...видим вашу [Рерихов] постоянную готовность перейти20, и это качество очень нужное в соединении с неусыпностью. Но надо уйти без предания Плана Владык. Может быть, и Я хотел бы отправиться в иные миры, но вместо этого иду по Земле. Ведь выполняется План Христа... Он может избрать План, и Мы, и Наши сотрудники должны стать на страже»21 (1924)

В переписке Елены Ивановны подобные темы поднимаются достаточно редко (очевидно, в виду сокровенности жизни Великого Учителя и несущественности таких знаний для духовного продвижения на пути Агни Йоги). Тем не менее, ряд ценных сведений можно почерпнуть и оттуда. В частности, Е.И.Рерих неоднократно сообщает о пребывании Великого Учителя М. в физическом теле:

(а) «...все Облики упоминаемого им Великого Учителя [М.]22 носили типичные отличия тех рас и национально[стей], в которых Он воплощался. Так, когда Величайший Аватар индусов Кришна родился как Преп[одобный] Сергий Радон[ежский], Он носил все черты славянской расы. Или, когда этот же Высокий Дух воплотился в Аполлония Тианского, он был истинным сыном своей страны, ведь бюсты Его сохранились до нашего времени. Также, когда этот же Дух воплотился в Великого Императора Акбара, Собирателя и Объединителя Индии, которому здесь поклоняются как Святому и историки страны называют Его “Тенью Бога на Земле”, Облик Его имел все характерные отличия тюркского племени. Имеются миниатюры Акбара, и Облик этот отличается от того, который носит сейчас Вел[икий] Вл[адык]а»23 (1934);

(b) «Вл[адыка] М. сейчас еще носит физическое тело для особых целей, но не для встречи с толпами»24 (1935);

(c) «Конечно, велико было заблуждение провозгласить Кришнамурти носителем Высочайшего Духа [Майтрейи]24a. Кришнамурти может быть прекрасным духом, но зачем же Высочайшему Духу пользоваться телом г-на Кришн[амурти], когда Он имеет Свое24b (1935);

(d) «Также, родные, отрицайте участие во всяких спиритических сеансах, ибо спиритические сеансы имеют дело с миром потусторонним, с духами, но мы имеем дело с людьми живыми. Мой Учитель – в земном теле, и, именно, в наших книгах судьи, если дадут себе труд прочесть их, найдут на многих страницах указания на вред низшего психизма и медиумизма...»25 (1937);

(e) «...мы, вполне признавая, вернее, зная о возможности сообщений с миром потусторонним, тем не менее в нашем случае настаиваем на получении наших книг26 не “фром ве клаудс”27 от каких-то небожителей, но именно от Махатм, или Братьев, носящих физическую оболочку и занимающих на Земле определенное Место»28 (1937);

(f) «...передача мыслей и слов от живых людей – широко известное явление парапсихологии. Целые отделения университетов во многих странах изучают эти явления. Я получила много дневниковых записей от моего Учителя – живого человека, которого я встречала во плоти»28a (1938);

(g) «Приведенные там29 исторические сведения иногда грешат неточностью, ибо она30 брала их из англ[ийского] “Газетира”. Но Облик Учителя представлен в лучшем виде при существовавших тогда обстоятельствах в стране. Читая еще в России эти страницы, Прекрасный, Мужественный и Суровый Облик Учителя заполонил мою душу и с тех пор жил и живет в моем сердце как Высший Идеал, как Мечта Сокровенная – до самой встречи, сначала в Облике Надземного Нирманакайа, затем и в физическом теле в Лондоне. Вся моя жизнь отдана служению Тому, Кто отказался от всего и принял все, всю великую тяготу Подвига сдвига сознания и расширения сознания в духе человечества, и тем явил спасение Мира»31 (1953).

2.2.4. Учитель Д.К.

О встрече Рерихов с одним из Учителей упоминается и в книгах Живой Этики:

«Вы, – обращается Великий Владыка М. к Рерихам, – сами можете свидетельствовать, что Дж[уал] К[ул], когда появился встретить вас, не отличался от лам. Урусвати32 немедленно почуяла необычность, но явление могло быть отнесено и к настоятелю монастыря. Так и все собратья и сотрудники внешне несут обычные земные облики...»33

Информация, даваемая Рерихами, опять не соответствует тому, о чем говорили Профеты. Последние уверяли, что Владыка Джуал Кул совершил вознесение в конце XIX века34, т.е. за несколько десятков лет до упоминаемых в Живой Этике событий.

2.2.5. Встречи Рерихов с Учителями

В письмах Елена Ивановна недвусмысленно говорила о том, что она и члены ее семьи встречали Великих Учителей во плоти:

(a) «...все имеющиеся портреты Вел[иких] Уч[ителей] имеют лишь приблизительное сходство или же никакого с истинным Обликом Владык. Могу это утверждать, ибо имела высокое счастье встретить в физическом теле трех Вел[иких] Учителей, а также видеть еще и других Братьев и Сестер в их Тонком теле»35 (1934);

(b) «...со всею силою духа утверждайте, что мы не последователи спиритуалистического культа36, ибо сообщаемся с ЖИВЫМИ ЛЮДЬМИ37. Вы сами знаете, что мы встречали ИХ неоднократно в физическом теле и еще совсем недавно было это явление, но, конечно, обстоятельства и условия таких свиданий не могут быть оповещены на страницах письма или [же] перед глумящимися невеждами»38 (1937);

(c) «...можете утверждать и Ваше знание о существовании Великой Твердыни Знания, или Братства Махатм, или Старших Братьев Человечества, посвятивших себя Великому Знанию и следящих за эволюцией мира. Все великие открытия, все великие идеи исходили из этого Источника Знания и Света. <...> Итак, если кто не знает о существовании этого Маяка Человечества, то остается лишь пожалеть его и посоветовать поскорее ознакомиться с огромнейшим литературным материалом, в котором рекордированы множества фактов и доказательств о нахождении такой Твердыни Знания не в заоблачных областях, но на нашей Земле. Можете под какой угодно клятвой утверждать, что Н.К. и я видели и встречали в физическом теле и в тонком теле этих Махатм»39 (1937);

(d) «Если скажу – мы видели Вел[иких] Уч[ителей] не только в Их тонком теле, но и в физическом, – то поверите ли мне? Если скажу, что храним переданные нам священные предметы, которые, по древнейшим преданиям, появляются как символы и вехи у преддверия Новой эпохи, – поверите ли мне? Если скажу, что вся наша жизнь наполнена чудесами и что сознанием живем в двух мирах; если скажу, что, кроме даваемого океана Учения, имеются еще десятки тетрадей с записями Огненного опыта, – то поверите ли мне? А ведь это все так и есть! И мне так хотелось бы поделиться именно с Вами всеми радостями духа...»40 (1938);

(e) «...если я скажу, что мы встречали Учителей в Их физическом и тонком теле, то не сомневаюсь, что и это мое утверждение вызывает бурю негодования и протестов в известном лагере. Но тем не менее это истина»41 (1938).

О встрече с Махатмами в Англии упоминал и С.Н.Рерих:

«Интересен тот факт, что г-жа Блаватская впервые встретила Учителя тоже в Лондоне. Именно там Мать41a впервые встретила Учителя М. и Учителя К.Х. в их физических телах, и именно там Ими были присланы первые предметы, вернее, знаки»41b (1935).

В одном из писем Е.И.Рерих мы находим даже описание внешнего облика Учителей К.Х. и М.:

«Вел[икий] Уч[итель] К.Х. поражает своим необычно высоким ростом, Он даже выше Вел[икого] Вл[адыки] М. Голова Его напоминает голову Зевса ваятеля Фидия. Величественное спокойствие лица освещается улыбкой, полной блага. Волосы и борода каштановые, глаза темно-синие и цвет кожи золотистый, темнее, нежели у Вел[икого] Вл[адыки] М.»42 (1937).

Насколько часто и при каких обстоятельствах происходили встречи с Махатмами, нам неизвестно. Ни Николай Константинович, ни Елена Ивановна, понимая сокровенность темы, подробностей не сообщают. Однако мы можем уверенно говорить, что таких встреч было не менее трех:

– в Лондоне в 1920 году, встреча (встречи?) с Учителями М. и К.Х.43;
– в Нью-Йорке во временнoм промежутке между 1920 и 1924 годом; с Кем из Учителей, нам неизвестно44;
– в окрестностях Дарджилинга (Индия) во временнoм промежутке между концом 1923 и началом 1925 года, встреча с Учителями М. и Д.К.45

Наконец, и это следует отметить особо, Владыка М. высказывал через Рерихов сожаление по поводу того, что многие люди пытаются «оторвать» Братство от земли, представить Учителей как неких «Надземных Существ», что вполне может быть отнесено на счет Баллардов (§ 2.7) и Профетов:

«Вот и сейчас Мы даем обзор Нашей внутренней жизни, указывая, которые основы заложены в Братстве. Слишком много пытались люди представить Нас как Надземных Существ. От таких представлений пользы не произошло, даже получился вред: Мы оказались оторванными от Земли...»46.

2.2.6. Заключение

Итак, ключевое понятие учения Профетов – вознесение – не находит себе места ни в теософии, ни в наследии Рерихов. Махатма К.Х. в 1880 году утверждал, что феномен вознесения со времен Христа «никогда не был подтвержден повторением», тогда как Профеты приводят несколько конкретных примеров, свидетельствующих об обратном.

Относительно Владык Кутхуми, Эль Мории и Джуал Кула Профеты уверены, что все они совершили вознесение в конце XIX века и с тех пор (по крайней мере, до середины XX века) пребывали среди Вознесенных Сонмов, не возвращаясь на Землю. Во всяком случае, именно такое впечатление оставляют многочисленные диктовки и труды Профетов.

В то же время, в письмах и опубликованных фрагментах дневниковых записей Е.И.Рерих, а также в книгах Живой Этики мы не находим никаких сведений о вознесении Великих Учителей К.Х., М. и Д.К. ни в конце XIX века, ни в какой-либо иной, более поздний период. Наоборот, многочисленные свидетельства Рерихов 1920-х–1950-х годов указывают на то, что Учителя – это живые люди: Владыка К.Х. как минимум с 1754 по 1954 год сохранял физическое тело своего последнего индусского воплощения, Махатма М. является человеком, обладающим плотным телом, а Учитель Д.К. «несет обычный земной облик».


Примечания:
1 Профет Э.К. Община. Путешествие в сердце духовной общины. М.: Лонгфелло, 2003. С. 311.
2 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 11.
3 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 117.
4 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 3.
5 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 3.
6 Иисус, Кутхуми. Молитва и Медитация. Продиктовано Посланникам Марку и Элизабет Профет. М.: «Леди Кристина», 2005. С. 136. В ряде источников приводится более грубая датировка – конец XIX века (Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 172; Кутхуми. Разоблачение лжеучений / Пер. с англ. Е.Листовой. М.: Форинг, 2008. С. 223).
7 Речь идет об эпизоде, описанном в Евангелии от Иоанна (20:11–18).
8 The Mahatma Letters to A.P.Sinnett from the Mahatmas M. & K.H. / Transcribed, compiled and with an Introduction by A.T.Barker. London: Adelphi Terrace, 1923. P. 5–6.
9 Год вознесения Мастера Иллариона мы установили, опираясь на указание Профетов о дате завершения его финального воплощения на Земле, см.: Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 135. Дату вознесения Павла Венецианца см. в книге: Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 275–276; дату вознесения Сен-Жермена см. в книге: Профет М.Л., Профет Э.К. Владыки семи лучей. Зеркало сознания. М.: Лонгфелло, 2008. С. 202.
10 Хотя Профеты и указывают на 290–372 годы н.э. как на годы финального воплощения Вознесенного Мастера Иллариона, Рерихи сообщают, по меньшей мере, о трех более поздних воплощениях этого Великого Духа – Фома Кемпийский, Джордано Бруно и Якоб Беме.
11 См., например, сообщение о миллионе вознесшихся во времена Атлантиды из земли Суэрна (Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 96). В века, предшествовавшие Иисусу, ритуал вознесения, по словам Профетов, осуществили, в частности: пророк Илия, Господь Ланто, Владыка Серапис Бей и Господь Майтрейя (Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 86 [Илия], 183 [Ланто], 331 [Серапис Бей]; Prophet E.C. Lord Maitreya: The Coming Buddha Who Has Come // Pearls of Wisdom. Vol. 27. Book I: Maitreya: A Study in Christhood by the Great Iniciator. On the Image of God. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. Summit University Press, 1984. P. 11, 20 [Майтрейя]).
12 Е.И.Рерих – Е.П.Инге от 10 октября 1954 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 468.
13 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 172; Иисус, Кутхуми. Молитва и Медитация. Продиктовано Посланникам Марку и Элизабет Профет. М.: «Леди Кристина», 2005. С. 245.
14 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 91.
15 Dictation of El Morya. The Summit Lighthouse of Freedom. Charges Forth Herewith Its Radiant Beams Which Manifest as «Pearls of Wisdom». A Simple Daily Call to Me for Your Divine Plan // Pearls of Wisdom. Vol. 1. № 4. September 5, 1958.
16 Эль Мория. Чела и Путь. Ключи к духовному совершенствованию в эпоху Водолея. Продиктовано Посланнику Э.К.Профет. М.: Лонгфелло, 2006. С. 218–219.
17 Иисус, Кутхуми. Молитва и Медитация. Продиктовано Посланникам Марку и Элизабет Профет. М.: «Леди Кристина», 2005. С. 140; Kuthumi, Djwal Kul. The Human Aura. How to Activate and Energize Your Aura and Chakras / Dictated to M.L.Prophet and E.C.Prophet. Summit University Press, 1996. P. 376; Saint Germain on Alchemy. Formulas for Self-Transformation / Recorded by M.L.Prophet and E.C.Prophet. Summit University Press, 1993. P. 399.
18 Елена Рерих. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.
19 Запись от 27 мая 1924 года. Цит. по: Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 134.
20 Покинуть физический план.
21 Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 144.
22 Речь идет о Владыке М., на что указывает последующее перечисление воплощений. Напомним, Кришна, Аполлоний Тианский, преп. Сергий Радонежский и Акбар, согласно Рерихам, являются Обликами Великого Учителя М.
23 Е.И.Рерих – К.И.Стурэ от 8 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 266.
24 Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу 11 октября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 577.
24a Речь идёт о пророчестве Ч.У.Ледбитера и А.Безант, согласно которому «Мировой Учитель» (отождествлявшийся ими с Майтрейей и Христом в одном лице) должен был проявиться в теле индуса Джидду Кришнамурти. Напомним, что для Рерихов Майтрейя и Владыка М. – это различные Имена Одного и Того же Учителя (см. далее § 2.3).
24b Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко от 4 ноября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 630.
25 Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам от 3 декабря 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 322.
26 Напомним, что все или почти все тексты, вошедшие в книги Живой Этики, были переданы Учителем М., поэтому в приводимой цитате речь идет в первую очередь об Учителе М.
27 From the clouds – англ. «из облаков».
28 Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам от 31 декабря 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 355.
28a Е.И.Рерих – Г.Плауту от 8 января 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 12.
29 Речь идет о книге Е.П.Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана».
30 Е.П.Блаватская.
31 Е.И.Рерих – Б.Н. и Н.И.Абрамовым от 17 ноября 1953 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 331.
32 Духовное имя Е.И.Рерих.
33 Надземное, § 40. Цит. по: Учение Живой Этики. Надземное. М.: МЦР, 1996. С. 72.
34 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 80.
35 Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову от 29 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 328–329.
36 Спиритуализм (совр. спиритизм) – течение, возникшее в США в середине XIX века и утверждавшее существование жизни после смерти, а также возможность, посредством особых практик, общения с душами умерших.
37 Здесь и далее по цитате выделения Е.И.Рерих.
38 Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М.Лихтманам от 26 апреля 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 86.
39 Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам от 31 декабря 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 354.
40 Е.И.Рерих – Е.Ф.Писаревой от 24 мая 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 134.
41 Е.И.Рерих – [А.Паскевичу и А.Кавка] от 12 июля 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 171–172.
41a Е.И.Рерих.
41b С.Н.Рерих – К.Кэмпбелл от 20 мая 1935 года // …Действовать во имя добра – наш священный долг. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013. С. 73.
42 Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису от 16 июля 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 186.
43 О встрече с Учителем М. Елена Ивановна сообщает в письме к Б.Н. и Н.И.Абрамовым от 17 ноября 1953 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 331). О встрече с Учителем К.Х. упоминает С.Н.Рерих в письме к К.Кэмпбелл от 20 мая 1935 года (...Действовать во имя добра – наш священный долг. Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2013. С. 73). В Лондоне Рерихи провели около года, который захватил частично 1919-й и частично 1920-й годы. То, что личный контакт с Учителями имел место именно в 1920 году, свидетельствуют воспоминания Н.К.Рериха (Рерих Н.К. Бывальщина // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. 2-е изд. М.: МЦР, 2002. С. 92).
44 Запись в дневнике Е.И.Рерих от 17 января 1927 года: «Сами вы знаете и видели Нас в Лондоне, в Нью-Йорке, в Сиккиме и видели Наших деятелей в Москве». Цит. по: Община (Рига). М.: МЦР, 2004. С. 287.
45 Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. М.: МЦР, 2011. С. 258.
46 Надземное, § 366. Цит. по: Учение Живой Этики. Надземное (продолжение). М.: МЦР, 1996. С. 142.