<<к обсужд. параграфу (§2.9)   |   на главную   |   к след. параграфу (§2.10)>>


2.9. Какое отношение имели Учителя к организации «Мост к свободе»?
(обсуждение)

После знакомства с высказываниями Е.И.Рерих о Ч.У.Ледбитере, А.Бейли, Баллардах и организации «Мост к свободе» из уст наших собеседников иногда вырывается следующая отчаянная

Реплика: «Е.И.Рерих вообще никого не признавала, кроме себя самой! Духовная гордыня – частый спутник продвинутых учеников Владык!»

Не беремся судить о всех людях, заявляющих о своей связи с Великими Учителями, но в отношении Елены Ивановны это замечание несправедливо. Дадим слово ей самoй:

«Зло всюду одно – нетерпимость и страшная исключительность разлагают все основы. Председатели и председательницы обществ и лож одинаково претендуют без всякого для этого основания на свое исключительное право, на авторитет во всем, что касается Учения, данного Великим Братством. Причем самые яркие среди них желают быть единственным каналом, через который проводится Великое Учение. Но в скудности мышления своего они забывают, что Великое Братство, стоящее во главе всего человечества, не может ограничить себя одним или десятком проводов, или приемников. Великое Братство непрестанно работает и действует на благо всего мира и потому широко пользуется всеми возможностями, чтобы протолкнуть Спасительное Учение. Корабль человечества тонет, и только тупицы и слепые не замечают всей грозности переживаемого времени. Конечно, Великая Иерархия имеет на земном плане многих сотрудников, начиная с ближайших доверенных учеников разной степени и кончая рядом лиц, получающих прекрасные мысли или послания и при этом не знающих даже Имени Учителя, дающего их, или даже не подозревающих Истинного Источника их, но все они несут свои зерна для великого посева. Крайне невежественно предполагать возможность каких-либо ограничений деятельности Всевмещающей Иерархии Света раз установленными мертвыми формами... Иерархия живет и действует великим законом Целесообразности, единым законом, обеспечивающим истинную эволюцию»1.

Процитированное письмо было написано в 1934 году. К этому моменту за плечами у Рерихов – 14 лет непосредственного сотрудничества с Учителями, в результате которого появились первые книги Живой Этики, а впереди – более 20 лет (до ухода Е.И.Рерих в 1955 году) работы с Владыкой М., прием новых текстов и издание следующих томов Учения. На протяжении этих нескольких десятилетий Елена Ивановна не только подчеркивала множественность приемников, но и не раз называла людей и организации, которые одновременно с Рерихами работали под покровительством Великого Белого Братства и/или принимали послания Махатм. Вот некоторые примеры:

– в середине 1930-х годов Е.И.Рерих писала, что послания Учителей принимаются в общине «Храм Человечества»2;

– не позже 1950 года, согласно письмам Е.И.Рерих, сообщения Учителя М. стали получать З.Г.Фосдик и Д.Фосдик3;

– в начале 1950-х годов Е.И.Рерих неоднократно подтверждала, что сообщения Владыки М. получает Б.Н.Абрамов4; впоследствии часть этих записей была опубликована в виде многотомной серии «Грани Агни Йоги».

Таким образом, высказывания Е.И.Рерих нельзя назвать эгоцентричными: за одними авторами она признавала водительство Великих Учителей, о других – высказывалась как о запутавшихся в сетях «астральных руководителей».


Примечания:
1 Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 30.
2 Признание Еленой Ивановной факта связи Махатм с «Храмом Человечества» в середине 1930-х годов становится очевидным лишь при достаточно внимательном чтении ее писем. По этой причине мы приводим несколько развернутых цитат из переписки этого периода:
          (a) «...Также не худо было бы запросить г-жу Каменскую, как относится она к Обществу, основанному Франчиа Ла Дью и Уильямом Доуэром, и книгам, даваемым через них? Общество это существует с девяностых годов прошлого столетия и имеет ответвления и в других странах. Высокое Учение, получаемое ими, не расходится с даваемым нам, и мы состоим с ними в самых прекрасных отношениях, именно не исключаем друг друга. Также и Уч[итель] М. иногда беседует с ними, и мы имеем послания от Уч[ителя] Иллар[иона] и Других» (Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 17 февраля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 24). Обратите внимание на выделенные фразы: все глаголы и причастия имеют форму настоящего времени – т.е. речь идет о текущих событиях.
          (b) «Со смертью Фр[анчиа] Ла Дью, которая была той магнитной силой, тем фокусом, через которую проливались Высшие энергии, сейчас Сообщения от Великих Учителей сильно сократились, и они большей частью перепечатывают старый материал, данный еще при жизни Основательницы» (Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 1 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 257). Обратите внимание, Е.И.Рерих пишет «сильно сократились», а не «прекратились».
          (c) «Что же касается до других организаций, где имеется Водит[ельство] Бел[ого] Бр[атства], то, конечно, г-н Ар[ундель] прекрасно о них осведомлен, но не хочет их знать или, вернее, признавать. Сожалею, что никто не нашелся спросить его, как он относится к дух[овному] движению “Тэмпль Артизан” в Халсионе в Калифорнии, которое находится под Руководством Вел[икого] Уч[ителя] Иллариона. Этот Духовный Центр существует уже свыше сорока лет и издал замечательный том “Тэмпль Тичингс” этого Учителя» (Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко от 14 декабря 1936 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С. 431). Снова глагол настоящего времени.
          (d) Вероятно, о той же организации речь идет в письме тремя годами позднее: «...ученики Вел[икого] Уч[ителя] Иллариона, имеющие свой Центр в Америке, принимают Учение Ж[ивой] Эт[ики], так же как и мы сердцем воспринимаем получаемое ими Учение от Их Вел[икого] Уч[ителя]» (Е.И.Рерих – [А.Паскевичу и А.Кавка] от 31 июля 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 194). Опять причастие настоящего времени.
3 См. письма Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику от 21 августа 1950 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 8. М.: МЦР, 2008. С. 394), от 6 октября 1950 года (Там же. С. 422), от 26 октября 1950 года (Там же. С. 431), от 12 июля 1953 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 289), от 22 ноября 1953 года (Там же. С. 340).
4 См. письма Е.И.Рерих – Б.Н. и Н.И.Абрамовым от 21 декабря 1952 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 241), от 21 августа 1953 года (Там же. С. 301), от 18 сентября 1953 года (Там же. С. 315–316), от 17 ноября 1953 года (Там же. С. 332), от 28 декабря 1954 года (Там же. С. 501).