<<к пред. параграфу (§3.7)   |   на главную   |   к след. параграфу (§4.2)>>


4.1. Расхождения в воплощениях


4.1.2. Список расхождений

1. В учении Вознесенных Владык Марк Профет считается воплощением Оригена Александрийского1, в то время, как Е.И.Рерих утверждала, что Ориген – есть один из Обликов Великого Учителя М.2

2. Профеты считали Эдну Баллард (1886–1971) воплощением Жанны д’Арк3, а Флоренс Жиннетт Миллер (1936–1979) – воплощением Св. Терезы Авильской4, однако Е.И.Рерих неоднократно подчеркивала, что упомянутые исторические личности внесены в Книгу Жизней одной Индивидуальности – Сестры Ор.5

3. В учении Профетов еврейский пророк Моисей представлен как одно из воплощений Бога Счастья6, персонажа, отличного от Эль Мории; согласно же Рерихам, Моисей – есть один из Обликов Великого Учителя М.7

4. В учении Вознесенных Владык Эль Мория и Кришна – два различных Учителя, меж тем Е.И.Рерих писала, что Кришна – это воплощение Великого Владыки М.8

5. Профеты различают Вознесенных Владык Заратустру и Эль Морию; Е.И.Рерих, напротив, утверждала, что Заратустра и Великий Учитель М. являются воплощениями Единой Индивидуальности9.

6. В Гермесе Трисмегисте и в Эль Мории Профеты видели двух различных персонажей10, хотя, согласно Е.И.Рерих, Гермес – одно из воплощений Владыки М.11

7. Профеты утверждали, что древнегреческий скульптор Фидий – это воплощение Вознесенного Владыки Сераписа Бея12, в то время, как из писем Е.И.Рерих следует, что Фидием в одной из прошлых жизней был Н.К.Рерих13.

8. Профеты различают Мастера Ракоци (которого они чаще именуют Великим Божественным Направителем14) и Вознесенного Владыку Сен-Жермена15, тогда как Рерихи много раз подчеркивали тождественность Учителя Р. и Учителя С.-Ж.16

Примечания:
1 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 177.
2 Письма: Е.И.Рерих – А.И. Клизовскому от 5 мая 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 90) и Р.Я.Рудзитису от 24 мая 1938 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 137).
3 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 195.
4 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 160.
5 Письма: Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому от 9 января 1935 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 22) и Р.Я.Рудзитису от 2 апреля 1936 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С. 128–129).
6 Pearls of Wisdom: Teachings of the Ascended Masters Dictated to the Messengers Mark and Elizabeth Prophet. Vol. 11: Dictations of 1968. Summit University Press, 1978. P. 170.
7 Письмо Е.И.Рерих – американским сотрудникам, ноябрь 1928 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 39.
8 Письмо Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко от 4 ноября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 629.
9 Письмо Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко от 4 ноября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 629.
10 Электронное письмо Питера Даффи автору от 24 февраля 2011 года.
11 Письмо Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису от 18 ноября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 651.
12 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 332.
13 В одном из писем, в конце абзаца о некоторых Великих Воплощениях, Е.И.Рерих делает замечание: «Так и Фидий воплотился в Леонардо да Винчи» (письмо Е.И.Рерих от 13 августа 1938 года // Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М.: Сфера, 1999. С. 210). При этом несколькими годами ранее она сообщала, что «великий Дух Леонардо да Винчи и личность Н.К. – одна индивидуальность (Е.И.Рерих – американским сотрудникам от 14 июня 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 329). Последнее утверждение встречается также в тексте, обращенном к Н.К.Рериху: «Между прочим, Зина сейчас зачитывается “Леонардо да Винчи” Мережковского и находит необычайное сходство с тобою. <...> Ну, конечно, написала сотрудникам, что не следует удивляться такому сходству, ибо индивидуальность-то одна» (Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 13 июня 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 323–324). Годом позже Е.И.Рерих писала еще более определенно: «Может быть, Вам интересно будет узнать, что облик Леонардо да Винчи очень близок Н.К. – это одно из его воплощений» (Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой от 14 мая 1936 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С. 178).
14 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 120.
15 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. P. 120.
16 См. письма Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису от 18 ноября 1935 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 651), В.В.Тарто-Мазинскому от 16 апреля 1936 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С. 152), Г.Ф.Лукину от 11 августа 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 204) и Е.П.Инге от 10 октября 1954 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М.: МЦР, 2009. С. 468).