<<к пред. параграфу (§4.1)   |   на главную   |   к след. параграфу (§4.3)>>


4.2. Различия общего характера

В данном параграфе собраны наблюдения, которые иллюстрируют различия в подходах, акцентах, духовных ориентирах двух рассматриваемых учений в целом. Эти беглые заметки не имеют целью что-либо «доказать» или «опровергнуть», но лишь слегка дополняют основополагающий материал, изложенный в разделе 2 «Противоречия между Рерихами и Профетами».



4.2.1. Детализация образов Вознесённых Владык у Профетов
и деликатные очертания Великих Обликов у Рерихов

Учение Профетов. Одна из первых, бросающихся в глаза, особенностей Учения – повышенное внимание к образам Вознесённых Владык. Прежде всего, это выражается в активном использовании многочисленных изображений – цветных портретов Эль Мории, Сен-Жермена, Иисуса Христа, Кутхуми, Саната Кумары, Господа Майтрейи, Гуань Инь, Маха Чохана и др. Изображения эти активно воспроизводятся в печатных изданиях, а также распространяются отдельно – на карточках размером с открытку или календарик, в виде миниатюрных картонных «иконостасов» и пр.

Кроме того, в Учении даются подробные описания воплощений Вознесенных Владык, перечисляются их духовные титулы и ранги, отмечаются заслуги и личные качества, сообщаются тонкости их взаимоотношений, приводятся занимаемые ими космические должности, географическое положение эфирных обителей, метафизические сферы влияния и т.п. Совокупный массив такого рода информации столь велик, а список божественных персоналий столь обширен (около 150 сущностей), что возникает естественная потребность в систематизации материала, которая находит выражение в весьма увесистых энциклопедических справочниках1.

Учение Рерихов, напротив, старается уйти от конкретики, акцентируя внимание последователя на личном самосовершенствовании. Образы Великих Учителей здесь носят сокровенный характер, Их биографии – как прошлые, так и текущие воплощения – едва намечены (те скупые сведения, которыми мы располагаем, известны главным образом из частной переписки Рерихов, относительно недавно опубликованной2). Даже Имена Владык произносятся редко, всегда с особым трепетом и осторожностью, – как правило, даются только Инициалы. «Должности» же и разнообразные «степени» практически обходятся молчанием, что объясняется бесполезностью этой информации для духовного продвижения агни-йога, а также невозможностью проникнуть в истинный смысл специфических наименований.

Примечания:
1 См., например: Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003.
2 Рерих Е.И. Письма. В 9 тт. М.: МЦР, 1999–2009.



4.2.2. Религиозная практика в Учении Вознесённых Владык
и её отсутствие в Учении Рерихов


Учение Профетов1. Последователи Учения Вознесённых Владык делятся на «хранителей пламени», «причастников» и «священников»2. Все они подтвердили преданность религиозным идеалам принятием соответствующих обетов.

Каждой из перечисленных групп ежедневно рекомендуется читать несколько типов молитв (в традиции называемых велениями, от англ. decree), примерный список которых состоит из 8 утренних и 2 вечерних велений3. Реальный же перечень велений, начитываемых последователем Учения, может несколько отклоняться от рекомендованного. Так, ежедневная индивидуальная молитвенная практика опрошенного нами «причастника», пожелавшего остаться неизвестным, состоит из семи типов молитв:

1) Голубые веления (20 мин)
2) Веления фиолетового пламени (15–30 мин)
3) Веление «Я изгоняю стража порога» (от 5 мин)
4) Веление Астрее (от 10 мин)
5) Столб Света (5 мин)
6) из Розария Матери Марии (15–20 мин)
7) Веление «Они не пройдут!» (3 мин)

Итого – не менее 1 ч 15 мин в день

В рамках «Голубых велений» и «Велений фиолетового пламени» существует вариабельность – можно избрать тот или иной текст, входящий в данные группы велений; «Розарий Матери Марии» – собрание текстов, читаемых, как правило, по кругу; остальные веления фиксированы, не меняются от раза к разу.

Кроме того, на протяжении дня последователь Учения может произносить дополнительные молитвы, касающиеся:

– повседневных занятий (по пробуждении, перед едой, перед сном и т.п.);
– различных возникающих ситуаций (успеть на автобус, отыскать потерянную вещь, избежать опасности в темном переулке, выдержать сложные переговоры, справиться с трудным заданием, вовремя проснуться утром и т.п.);
– растянутых во времени желаний (привлечь деньги, наладить личную жизнь и т.п.)

За каждую сферу деятельности отвечает тот или иной Вознесённый Владыка, которому адресуются соответствующие молитвы.

Помимо индивидуальной молитвенной практики, в рамках Учения сложились коллективные религиозные службы, преимущественно заключающиеся – если говорить о внешнем выражении – в пении или начитывании велений, в России частью на русском, частью на английском языке.

Все молитвы давались также путём диктовок (§ 2.1). Существуют весьма увесистые – по нескольку сот страниц – своды различных молитв и мантр, в которые вошли если не все, то большинство переданных через Профетов текстов, используемых как в индивидуальной практике, так и для коллективного отправления религиозных обрядов4.

Учение Рерихов, напротив, совершенно свободно от какой бы то ни было идеи коллективного отправления религиозных обрядов и лишь изредка деликатно даёт советы об индивидуальном мысленном произнесении (памятовании) крайне лаконичных благопожеланий и обращений к Высшему Миру.

Примечания:
1 Изложение основано на устном свидетельстве одного из опытных «причастников» Учения Вознесённых Владык.
2 Также можно говорить об особой, крайне малочисленной группе «Посланников», к которой традиция причисляет М. и Э.К.Профетов, Г. и Э.Баллардов и некоторых других.
3 Мантры, медитации и динамические веления для грядущей революции в высшем сознании. М.: Лонгфелло, 2004. См. «Предисловие издателей».
4 См., например: Книга песен. М.: Лонфелло, 2003 (644 страницы, более 800 молитв); Мантры, медитации и динамические веления для грядущей революции в высшем сознании. М.: Лонгфелло, 2004.