<<к обсужд. параграфу (§2.1)   |   на главную   |   к след. параграфу (§2.2)>>


2.1. С кем установил контакт Марк Профет в начале 1950-х годов?
(обсуждение)

Соображение: «Не кажется ли Вам, что это утверждение Е.И.Рерих противоречит другим ее письмам, в которых она говорит, что на Земле всегда одновременно присутствуют несколько посланников, или представителей, Великих Учителей?»

Елена Ивановна неоднократно писала о том, что Братство не может ограничивать себя одним проводом и находится в постоянном поиске новых приемников, через которые можно было бы протолкнуть в мир определенную порцию Учения. При этом, однако, она подчеркивала, что люди, через которых транслируется Высокое Знание, делятся на две категории:

Главные приемники – люди, получающие обширные, систематические послания, собирающие вокруг себя значительные общественные движения и открыто заявляющие о своей связи с Махатмами. Как следует из многих высказываний Елены Ивановны, это совершенно исключительные личности, появление которых на земном плане представляет собою крайне редкое событие, обусловленное масштабными эволюционными задачами и тщательно подготавливаемое Великими Учителями. Если говорить о XIX–XX веках, то Е.И.Рерих неоднократно называла, насколько нам известно, всего три таких канала – Е.П.Блаватскую, Ф. Ла Дью и У.Дауэра, а также себя и свою семью.

Временные приемники – люди, принимающие под лучом Владык или Их Сотрудников отдельные послания, записывающие под Их диктовку небольшие книжечки и часто даже не догадывающиеся об Источнике своего кратковременного вдохновения. Согласно утверждениям Е.И.Рерих, эта категория весьма многочисленна (в хронологическом срезе исчисляется минимум десятками), а ее состав, в силу непродолжительности контактов с Иерархией, постоянно меняется. В качестве примеров, упоминаемых в письмах Елены Ивановны, можно назвать: известную среди теософов работу «У ног Учителя»1; анонимное сочинение под названием «Дух нерожденных...»2; книжечку «Дух Шестой Расы», данную по Указу Махатмы М. через двух теософов3; а также некую книгу, переданную самим Владыкой М. под именем Аполлония Тианского4.

Теоретически, Марк Профет мог оказаться таким временным приемником, и тогда приведенные слова Елены Ивановны о единственности канала нельзя рассматривать как аргумент против «Записок Ашрама».

Однако деятельность Профетов, очевидно, не может быть сведена к «отдельным посланиям», поскольку они получали диктовки регулярно, в большом количестве, на протяжении нескольких десятилетий, причем с самого начала открыто указывали на их источник и подчеркивали свою давнюю, закрепленную в веках, связь с Великими Учителями – а значит, по идее, Профеты должны быть признаны главными приемниками. Но такое допущение, если верить процитированному выше письму Е.И.Рерих, представляется невозможным.


Примечания:
1 Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 20 декабря 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 534.
2 Д.Р. Дух нерожденных. Посвящается родителям грядущей расы. Рига: Книгоиздательство Н.Гудкова, б/г (предположительно 1933). У Е.И.Рерих – «Дух неродившихся». Подробности см. в письме Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 1 августа 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 254–255). Более раннее (вероятно, первое) англоязычное издание: The Spirit of the Unborn. London: The Theosophical Publishing House, 1926. Именно это издание было обнаружено нами в личной библиотеке Рерихов, часть которой ныне хранится в Международном Центре Рерихов, г. Москва (Мемориальная библиотека семьи Рерихов, с. 61 Каталога, № 939).
3 Е.И.Рерих – К.И.Стурэ от 15 ноября 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 470.
4 Е.И.Рерих не приводит названия книги, но говорит, что она дана «через англичанку» (Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 20 марта 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 48). Вероятно, речь идет о книге Марджори Ливингстон «Новый Нуктемерон»: Livingston Marjorie. The New Nuctemeron: The Twelve Hours of Apollonius of Tyana / Preface by Sir Arthur Conan Doyle, and explanatory note by the amanuensis. London: Rider & Co., 1930. Именно это издание было обнаружено нами в личной библиотеке Рерихов, часть которой ныне хранится в Международном Центре Рерихов, г. Москва (Мемориальная библиотека семьи Рерихов, с. 19 Каталога, № 2466). Аполлоний Тианский – согласно Рерихам, одно из воплощений Великого Учителя М. (Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову от 30 апреля 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 229).