<<к пред. параграфу (§2.2)   |   на главную   |   к след. параграфу (§2.4)>>


2.3. Майтрейя и Эль Мория

Майтрейя (в переводе с санскрита «дружественный, великодушный»1) – просветленное существо, явление которого как Будды будущего предрек Будда Шакьямуни. Он – единственный Бодхисаттва, которого признают все основные направления буддизма2. Рерихи придают этому Образу дополнительные, не имеющие аналогий в буддийской традиции, черты. «Владыка Майтрейя, – пишет Е.И.Рерих, – не только Грядущий Будда, но Он тот Великий Планетный Дух, который проявляется при великих сдвигах при зарождении Новой Расы. На миллионы лет Великий Дух насыщает Своими творческими эманациями течение Космического Магнита, несет в Себе все напряжения и направляет жизненные эманации»3.

Знакомство с эпистолярным наследием Е.И.Рерих приводит читателя к выводу, что Майтрейя для Елены Ивановны – это, безусловно, одно из имен Великого Учителя М.

«Много имен у Вл[адыки] М., – пишет она в одном из своих писем, – и каждый избирает то, которое ему ближе. Если выбирать по времени, то, конечно, Имя Майтрейи ближе»4.

Такую точку зрения нельзя трактовать исключительно как особенность восприятия Е.И.Рерих, поскольку сам Махатма М. уже в первые годы передачи Учения постоянно называл себя этим именем5.

В переписке Елена Ивановна часто перемежает эти два имени. Так, с одной стороны, она неоднократно сообщает, что Кришна – есть воплощение Великого Учителя М.:

(a) «Теперь для Вашего сведения скажу, что и Великий Облик Аватара Бхагавана Кришны, творца “Бхагавад Гиты” и Собирателя Вед, Пуран и Махабхараты, также и Великого Зороастра тоже нужно внести в Книгу Жизней Вл[адык]и М.»6

(b) «Кажется, я не писала Вам, что и воплощение Великого Кришны, автора “Песни Господней”, или “Бхагавад Гиты”, также и Гермеса и Зороастра нужно включить в цикл воплощений Великого Вл[адыки] М.»7

С другой стороны, те же сведения даются о Владыке Майтрейе:

(a) «Вам будет интересно узнать, что Бхагаван Шри Кришна, творец “Бхагавад Гиты”, есть воплощение Майтрейи, так же как и Рама»8

(b) «Меня так трогает, что Вл[адыка] Майтрейя в Книге Жизней Своих имеет такие воплощения, как Кришна и Рама»9

(c) «Также правильно, что и Шри Кришна – воплощение Вл[адыки] Майтрейи, об этом я писала д-ру Ас[ееву]»10

Перечисляя недостатки книги Ч.У.Ледбитера «Учителя и Путь», Елена Ивановна неоднократно указывала, в частности, на недопустимость представления об Учителе М. и Владыке Майтрейе как о разных лицах, поскольку это одна и та же Индивидуальность (Эго):

«Чтобы иллюстрировать Вам ложь г-на Ледб[итера], скажу, что Высочайший Облик, вмещающий в себе Великого Венецианца, Учителя Учителей, Вл[адык]у Мира, или, как говорят восточники, Вл[адык]у Шамб[алы], Великого Ману Шестой Расы11 и Великого Вл[адыку] Майтрейю – последнего Аватара, – есть Дух Единый, Величайший из Величайших, но в плодовитой фантазии г-на Ледбит[ера] все Они разъединились, и Кто носит златые кудри, Кто черные и Каждый живет в отдельном Ашраме!!!»12

Есть у Е.И.Рерих и прямые указания на тождественность Обликов Учителя М. и Владыки Майтрейи:

(a) «Теперь, сердце Ваше правильно подсказало Вам, что Вл[адык]а М. и Владыка Майтрейя – Единый Облик, что Дух, стоящий во главе Нового Цикла, должен вмещать в себе весь синтез, все величайшие Облики прошлого Цикла»13.

(b) «Конечно, Вл[адыка] Мор[иа], и Владыка Шам[балы], и Вл[адыка] Майтрейя – Единое Эго»14.

(c) «Нам было Указано, что Старший Кумар, Ману всей нашей Манвантары Четвертого круга, Учитель Учителей, Влад[ыка] М., Вл[адыка] Майтрейя, Калки Аватар, нынешний Владыка Шамбалы, являют собою Единое Эго»15.

С точки зрения Профетов, Эль Мория и Майтрейя – это, напротив, различные Вознесенные Владыки, каждый со своей биографией, портретом и датой вознесения (у Майтрейи – 531 год до н.э.16, у Эль Мории – 1898 год н.э.17). Многочисленные свидетельства этому можно найти в сборнике комментариев Э.К.Профет на книгу «Община», входящую в корпус Живой Этики:

(a) «“Убогими неприятелями” называют таких людей Мория и Майтрейя. Я говорю о Мории и Майтрейе, так как в эту книгу18 вплетена нить [мыслей] этих двух Владык...»19

(b) «Удивительно наблюдать этот процесс и те качества сознания, которые, как говорят Мория и Майтрейя, не дают возможности человеку думать об общине»20.

(c) «Итак, что я узнала за все мои годы жизни в общине? Я узнала, что Мория, Майтрейя, Сен-Жермен и другие Владыки точно знают, что нужно сделать каждому из нас, чтобы прийти туда, куда мы стремимся, – к стопам иерархов и адептов...»21

(d) «В книгах серии “Агни Йога” Мория и Майтрейя говорят о предательстве, как о самом гнусном преступлении...»22

Профеты получали диктовки отдельно от Майтрейи и от Эль Мории, причем эти Вознесенные Владыки неизменно говорят друг о друге в третьем лице, выражают друг другу признательность и т.п. Так, например, вслед за одним из обращений Вознесенного Владыки Майтрейи свою небольшую приписку делает Эль Мория:

«Возлюбленные дети моего сердца, мои милые юные прелестные создания, на которые я взираю так нежно сегодня, могу ли я [что-нибудь] добавить к его [Майтрейи] словам? Я [лишь] смиренно кланяюсь ему...»23

В другой диктовке Эль Мория без каких-либо оговорок упоминает Майтрейю в числе членов Дарджилингского Совета Великого Белого Братства:

«Дарджилингcкий Совет – это подразделение Иерархии. Я – его глава. В числе тех, кто встречается на совещаниях в наших залах: Сен-Жермен, Мать Мария, Иисус Христос, Мастер Кутхуми, Чананда, Великий Божественный Направитель, Господь Майтрейя и Вознесенный Владыка Годфри...»24

Также и в диктовках, полученных от Вознесенного Владыки Майтрейи, имеются аналогичные утверждения:

(a) «Эль Мория со всею своей могущественной любовью и светом, который ныне сияет и во мне – ибо я упомянул его [Эль Мории] имя, – осознает тот факт, что он не мог при всей своей любви продвинуть вас так, чтобы ввести в храм совершенными и прекрасными. Только ваша собственная богоданная свободная воля, постоянно упражняемая всеми противоборствующими силами, может сохранять совершенный баланс – этот ключ к спасению вашей собственной души»25.

(b) «Итак, возлюбленные, если вы все еще не знаете, кто вас направляет, мне жаль вас, и я говорю – Богу жаль вас. Ибо в этот час именно Эль Мория есть тот, кто встал на эту линию, дабы сократить расстояние между чела Космического Христа и моим сердцем. Поэтому я в неоплатном долгу перед Эль Морией, и нахожусь рядом с ним, всегда готовый помочь ему в этой работе, равно как и каждый член Дарджилингского Совета»26.

Как видно из вышесказанного, для Рерихов Мориа и Майтрейя – имена, которые носит единая, цельная Личность, причем разделение этих двух Образов подвергается ими критике. Однако Профеты придерживаются концепции существования именно двух различных Вознесенных Владык – Майтрейи и Эль Мории, причем они не дают никаких комментариев, которые могли бы объяснить или сгладить данное несоответствие.

Примечания:
1 A Sanskrit-English Dictionary: etymologically and philologically arranged with special reference to cognate Indo-European languages / By M.F.Monier-Williams. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1997. P. 834.
2 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А.Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1992. С. 89.
3 Е.И.Рерих – американским сотрудникам и Н.К., Ю.Н., С.Н.Рерихам от 17 декабря 1929 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 1. 2-е изд. М.: МЦР, 2011. С. 98.
4 Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 7 декабря 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 683.
5 См. записи Бесед с Учителем М. в книге: Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 165, 172, 175, 184, 221, 223 и др.
6 Е.И.Рерих – К.И.Стурэ от 8 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 271.
7 Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой от 16 июля 1935 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3. С. 412.
8 Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 22 июня 1934 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 181.
9 Е.И.Рерих – Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 27 июня 1934 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 194.
10 Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову от 30 апреля 1935 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3. С. 229.
11 Все перечисленные эпитеты Е.И.Рерих относила к Учителю М. Так, о «Великом Венецианце», «Учителе Учителей» и «Владыке Мира» см. письмо Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой от 16 июля 1935 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 411); о «Владыке Шамбалы» см. письмо Е.И.Рерих – М.Л.Никитину от 12 сентября 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 361); о «Ману Шестой Расы» см. письмо Е.И.Рерих – американским сотрудникам от 4 октября 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 402).
12 Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову от 29 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 328. См. также письма Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 21 июля 1934 года (Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 241), К.И.Стурэ от 8 августа 1934 года (Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 271), Н.П.Серафининой от 16 июля 1935 года (Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3 С. 411).
13 Е.И.Рерих – К.И.Стурэ от 8 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 271.
14 Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко от 4 ноября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3. С. 630.
15 Е.И.Рерих – Е.Ф.Писаревой от 24 мая 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 133.
16 Prophet E.C. Lord Maitreya: The Coming Buddha Who Has Come // Pearls of Wisdom. Vol. 27. Book I: Maitreya: A Study in Christhood by the Great Iniciator. On the Image of God. By M.L.Prophet and E.C.Prophet. Summit University Press, 1984. P. 11, 20.
17 The Chela and the Path: Keys to Soul Mastery in the Aquarian Age. By El Morya. Dictated to E.C.Prophet. Summit University Press, 1976. P. 140.
18 Речь идет о книге «Община», входящей в серию Живой Этики.
19 Профет Э.К. Община. Путешествие в сердце духовной общины. М.: Лонгфелло, 2003. С. 202.
20 Профет Э.К. Община. Путешествие в сердце духовной общины. М.: Лонгфелло, 2003. С. 209.
21 Профет Э.К. Община. Путешествие в сердце духовной общины. М.: Лонгфелло, 2003. С. 209.
22 Профет Э.К. Община. Путешествие в сердце духовной общины. М.: Лонгфелло, 2003. С. 230.
23 Ashram Notes by the Ascended Master El Morya. Dictated to his amanuensis Mark L.Prophet, 1952–1958 / Edited and compiled by E.C.Prophet. Livingston, Montana: The Summit Lighthouse, 1990. P. 127.
24 Dictation of El Morya. The Chela and the Path: Letter I // Pearls of Wisdom. Vol. 18. № 1. January 5, 1975.
25 Dictation of Beloved Lord Maitreya. A Study in Christhood by the Great Initiator. Chapter VI: The White Cube // Pearls of Wisdom. Vol. 27. № 11. March 11, 1984.
26 Dictation of Beloved Lord Maitreya. A New Year’s Retreat. Chapter I: Fearless Compassion and The Eternal Flame of Hope // Pearls of Wisdom. Vol. 33. № 1. January 7, 1990.








Hosted by uCoz