2.5. Сотрудничал ли Ч.У.Ледбитер с Великими Учителями?
Чарльз Уэбстер Ледбитер (1854–1934) – викарий Англиканской церкви, видный член Теософского общества (с 1883), лектор и писатель, автор более 50 книг, памфлетов и статей. Активно сотрудничал с президентом Теософского общества Анни Безант. Разработал концепцию пришествия Мирового Учителя, получившую широкое распространение в связи с приданием мессианского статуса юному Джидду Кришнамурти, который, согласно Ледбитеру, должен был стать «проводником» для воплощения Майтрейи. Утверждал наличие у себя ясновидения, посредством которого якобы описывал сцены из жизни Великих Учителей, исследовал события прошлого, тонкие планы мироздания, прежние воплощения, жизнь на других планетах и т.п. Считал себя учеником Махатмы К.Х. (достоверно известно о трех небольших посланиях от Учителя, полученных им в самом начале его теософской карьеры). В печатных изданиях, посвященных Учениям Вознесенных Владык, ссылок на труды Ледбитера – так же, впрочем, как и на труды Блаватской, Баллардов и Рерихов – крайне мало. Тем не менее, стилистически тексты Профетов ближе всего к баллардовским (§ 2.7) и, отчасти, ледбитеровским. Информация, которой мы располагаем, позволяет говорить о том, что явные отсылки к работам указанного автора имели место преимущественно в публичных лекциях Профетов, в печатном виде, по-видимому, не существующих. Неявным же образом, т.е. без указания на источник, Профеты заимствовали у Ледбитера, как нам показалось, довольно много сведений, однако этот вопрос требует основательного исследования. Особое внимание Э.К.Профет уделяла книге Ледбитера «Учителя и Путь». Хотя, по ее мнению, в этом труде присутствуют отдельные неточности («несколько вещей, с которыми она не согласна во всей этой книге»1), в целом указанная работа рассматривалась Э.К.Профет как весьма ценный источник информации. Очевидно, этим и вызван широкий интерес к книге в среде последователей Учения Вознесенных Владык. К примеру, на Конференции 2010 года в штате Монтана разбору книги было отведено значительное количество семинарских занятий. В рабочей тетради, раздававшейся на Конференции в качестве опорного материала к семинарам, указанная работа фигурировала как «текст, рекомендованный к ежедневному использованию на семинарских занятиях»2. Наконец, даже названия некоторых книг, вышедших из-под пера Профетов («Чела и Путь»3, «Учителя и духовный путь»4, «Учителя и их обители»5), напоминают заголовок ледбитеровского труда. Возникает вопрос, что конкретно говорили Профеты о контактах Ледбитера с Махатмами при таком отчетливом интересе к его творчеству? Действительно ли его деятельность, по мнению Профетов, протекала под покровительством Великих Учителей? Вот что сообщает Питер Даффи – член «Саммит Лайтхауза» с 1979 года, официальный сотрудник его главного офиса с 1983 года, один из крупнейших знатоков наследия Профетов:
Теперь обратимся к свидетельствам Е.И.Рерих по поводу предполагаемых контактов Ледбитера с Учителями и книги «Учителя и Путь»:
Этот отрывок в различных вариациях встречается еще в нескольких письмах Е.И.Рерих к другим корреспондентам13. Отметим, что автором эпитета «вреднейший» был сам Великий Учитель М.:
Очевидно, что мнение Е.И.Рерих по поводу Ч.У.Ледбитера, опирающееся на высказывания Великого Учителя М., коренным образом отличается от отношения, разделяемого Профетами и их последователями. Примечания: 1 Darshan with the Messenger: The Torch is Passed! With Sanat Kumara, Gautama Buddha and Morya El. Summit University, the Inner Retreat, July 6–10, 2010. P. 52. 2 Darshan with the Messenger: The Torch is Passed! With Sanat Kumara, Gautama Buddha and Morya El. Summit University, the Inner Retreat, July 6–10, 2010. P. 181. 3 The Chela and the Path: Keys to Soul Mastery in the Aquarian Age. By El Morya. Dictated to E.C.Prophet. Summit University Press, 1976. 4 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and the Spiritual Path. Corwin Springs, Montana: Summit University Press, 2001. 5 Prophet M.L., Prophet E.C. The Masters and their Retreats / Compiled and edited by A.Booth. Montana: Summit University Press, 2003. 6 Prophet E.C. In My Own Words: Memoirs of a Twentieth-Century Mystic. Summit University Press, 2009. 7 Вернее, данная работа принадлежит авторству самого Джинараджадасы, который приводит в ней цитаты из книги Ледбитера «Как теософия пришла ко мне» (Leadbeater C.W. How Theosophy Came to Me. Adyar: The Theosophical Publishing House, 1930), где тот действительно утверждает, что является учеником Махатмы К.Х. 8 Эл. письмо П.Даффи автору от 10 октября 2011 года. 9 В одном месте Елена Ивановна доходит до крайней степени возмущения: «Ужасно читать белиберду г-на Ледбитера» (Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову от 29 августа 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 329). Также и в других письмах, как правило, сдержанная Е.И.Рерих дает работам Ледбитера неожиданно резкие характеристики – «чепуха», «вредная труха», «безвкусие», «отъявленная ложь», «сплошная галиматья», «вредная фантазия», «кощунство», «ледбитеровщина», «ребяческие нелепости», см. письма: Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 22 июня 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 180), А.М.Асееву от 1 августа 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 252), Н.К. и Ю.Н.Рерихам от 2 августа 1934 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 261), Н.П.Серафининой от 16 июля 1935 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 411), Р.Я.Рудзитису от 23 августа 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 222), А.И.Клизовскому от 14 мая 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 109), [А.Паскевичу и А.Кавка] от 31 июля 1937 года (Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 193). 10 Как видно из § 2.3, тенденция, характерная и для Учения Профетов. 11 См. книгу «Письма Учителей Мудрости». М.: МЦР, 1997. С. 107–114 (Прим. издателей писем Е.И.Рерих). 12 Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 21 июля 1934 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 240–242. 13 См., например, письма Е.И.Рерих – К.И.Стурэ от 8 августа 1934 года (Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 271–273), М.Е.Тарасову от 29 августа 1934 года (Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2000. Т. 2. С. 328–329) и В.М.Сеплевенко от 4 ноября 1935 года (Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР, 2001. Т. 3. С. 627–628). 14 Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко от 4 ноября 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 628. |