3.1. О чистоте каналов Рерихов и Профетов
В процессе обсуждения обнаруженных нами противоречий нередко возникают дискуссии о том, в какой степени точным и адекватным было восприятие приемниками информации, идущей из Высокого Источника – от Великих Учителей и Вознесенных Владык соответственно. Насколько нам известно, ни Рерихами, ни Профетами не было дано никаких уточнений или оговорок насчет вкравшихся в их тексты ошибок и искажений. Напротив, обе стороны были уверены в прочности и чистоте своей непосредственной связи с Махатмами, причем поводом для такой убежденности послужили свидетельства самих Учителей Мудрости1. Кроме того, мы не знаем ни одного конкретного указания Профетов на неточности в сообщениях Рерихов. Все известные нам высказывания – будь то самих Профетов или Вознесенных Владык – неизменно утверждают авторитет Рерихов и данного через них Учения. Поэтому у нас нет никаких оснований предполагать, что причиной вышеуказанных противоречий является недостаточность качества связи Рерихов с Учителями либо недопонимание первыми направляемых им сообщений – иначе об этом наверняка было бы сообщено Владыками через Профетов (как это было, например, в случае с Алисой Бейли или Ч.У.Ледбитером). В настоящем параграфе собраны некоторые цитаты, касающиеся вопроса о точности передачи учений Рерихам и Профетам, а также правильности их личных суждений. (Разумеется, наша подборка на данную тему не является исчерпывающей.) Сначала мы поговорим о надежности сведений из писем Елены Ивановны, затем попытаемся установить, как Великим Учителем М. оценивалось качество установленной связи с Рерихами, и, наконец, обратимся к высказываниям Профетов о собственном канале с Вознесенными Владыками и о канале Рерихов с Махатмами. Напомним, что тесное сотрудничество Н.К.Рериха и Е.И.Рерих с Учителем М. (прежде всего, запись текстов, из которых формировались книги Учения) началось в 1920 году и продолжалось на протяжении всей жизни Е.И.Рерих, вплоть до ее ухода в 1955 году. Вся деятельность Рерихов в течение этих нескольких десятилетий отмечена самым непосредственным взаимодействием с Великими Учителями. Не только Центрально-Азиатская экспедиция (1923–1928), Пакт Рериха (1935), Институт Гималайских исследований «Урусвати» (с 1928), а также многочисленные культурно-просветительские учреждения по всему миру были основаны и направлялись Учителями через Рерихов, но и практически вся их «внутрисемейная» жизнь (переезды, распорядок дня, рацион и т.п.) протекала в соответствии с Высокими Наставлениями. Бoльшая часть советов и указаний (как отдельным личностям, так и различным обществам), а также информация, касающаяся Учения, передавались Рерихами посредством обычных писем, поэтому неудивительно, что переписка Елены Ивановны также находилась под неусыпным наблюдением Великого Владыки М.:
Давая тому или иному корреспонденту разъяснения как бы от своего имени, Елена Ивановна согласовывала их с Великим Учителем:
Как пример активного взаимодействия Е.И.Рерих с Махатмой М. при подготовке корреспонденции можно привести следующую выдержку из письма 1930-х годов:
В многочисленных эпистолярных текстах Е.И.Рерих регулярно встречаются обороты вроде «пишу с Одобрения», «мне было Указано написать», «получила Указание подождать с отправкой», «Владыка очень ценит это письмо», «Указано срочно отправить», «Указано прекратить переписку» и т.п., свидетельствующие о совместной с Великим Учителем М. подготовке корреспонденции. Неоднократно Владыка высказывал положительное мнение о письмах Е.И.Рерих в целом, предрекал и заочно радовался их появлению в печатном виде:
Таким образом, мы не усматриваем оснований сомневаться в правильности сведений из писем Елены Ивановны, которые подавались ею в форме личных суждений, без ссылки на Высокий Авторитет. Что касается передачи и записи Учения Живой Этики, то здесь, надо полагать, Великий Владыка не менее пристально следил за процессом. Обратимся к дневниковым записям Елены Ивановны, относящимся к первым годам приема текстов Учения. Примечательно, что на страницах дневника Е.И.Рерих неоднократно выражает готовность внести исправления в случае, если откроются неточности в принятых и записанных сообщениях, однако Великий Учитель всегда – во всяком случае, что касается оказавшихся в поле нашего внимания текстов, – подтверждает правильность записей и ободряет свою ученицу. Вот, например, извлечения, датированные 1924 годом4:
В одном месте Учитель М. подробно описывает меры предосторожности, принимаемые Братством против нежелательных вторжений при Собеседовании, следствием чего могут стать искажения в посылках:
Из записей 1927–1928 годов:
Очередное подтверждение в середине 1929 года13:
Но если ошибки все-таки возникали, трудно ли было Владыке указывать соответствующие места и корректировать? Может быть, процесс передачи Учения был устроен так, что вносить исправления на ходу не представлялось возможным, а возвращаться к уже записанному, выискивать в обширном тексте неправильные обороты было сложным и не всегда целесообразным делом? Это маловероятно:
Несколько лет назад Международный Центр Рерихов выпустил новое издание книги из серии Живой Этики под названием «Беспредельность»15. Тексты, вошедшие в книгу, были приняты и записаны Еленой Ивановной в 1929–1930 годах. Для нас особый интерес представляет текстологический комментарий, в котором обильно цитируются личные обращения Учителя М. к Рерихам в указанный период, не вошедшие в основной текст «Беспредельности» (общая практика для всех книг Учения). Из этих высказываний видна исключительно высокая роль, которую Махатма определил для своей ученицы:
Со временем мнение Великого Учителя не только не изменяется в обратную сторону, но наоборот, приобретает ноты твердой уверенности и даже восторга:
Вопрос возможных вторжений в канал между учеником и Учителем обсуждается и в учении Профетов. Как уже говорилось, среди множества людей, взаимодействовавших с Вознесенными Владыками, Профеты выделяют особую группу – Посланников Великого Белого Братства. На этих редких, уникальных личностях лежит ответственная задача трансляции сокровенного знания, поэтому Владыки специально заботятся о духовной защите своих сотрудников. В то же время другие люди, воспринимающие вибрации Белого Братства, но не наделенные статусом и полномочиями Посланников, по мнению Профетов, лишены этой мощной поддержки, вследствие чего могут допускать искажения, упорствовать в своих личных заблуждениях, а то и вовсе сбиться с пути, как это произошло с Алисой Бейли.
Насколько мы понимаем, эта мантия, согласно учению Вознесенных Владык, способствует безукоризненной передаче информации от Учителей и в случае других Посланников. Более того, утверждается, что даже личные оценочные суждения Посланника – во всяком случае, касающиеся других духовных учений, – не могут содержать принципиальных заблуждений. Так, рассуждая «об истинных учителях и о нашем покровительстве тем, кто законно и по праву может называть себя представителем Великого Белого Братства»24, Вознесенный Владыка Кутхуми сообщает:
Отметим, что нам известны только благожелательные отзывы Профетов о Рерихах. «Елена Ивановна, – пишет в одной из книг Э.К.Профет, – была выдающейся и обладающей исключительной эрудицией женщиной, глубоко духовной, с блестящим интеллектом, превосходной пианисткой и плодовитым писателем в [области] эзотерической традиции восточной религии»26. «Елена Рерих, конечно, отлично осознавала заговоры лжеиерархии»27, – утверждает Элизабет, комментируя западную версию «Общины», в которую вошел основной массив текстов, записывавшихся и изданных Рерихами в середине 1920-х годов, т.е. как раз в тот период, когда Учитель М. сказал множество положительных слов о В.И.Ленине. Следует иметь в виду приведенные выше факты, прежде чем строить версии о якобы вкравшихся в сообщения Е.И.Рерих ошибках или личностно окрашенных интерпретациях. К тому же, нельзя забывать, что у Профетов был достаточно взвешенный подход к разным людям, которых они считали сотрудниками Вознесенных Владык: в то время как работы одних авторов (например, Е.П.Блаватской, Баллардов, Рерихов) получали, насколько нам известно, только положительную характеристику Э.К.Профет, в других текстах (скажем, Ч.У.Ледбитера), при общей их ценности и значении для учащихся, отмечались определенные недоработки и искажения. Примечания: 1 См. письмо Е.И.Рерих, в котором она упоминает об «Утверждениях Вл[адыки], что мое чувствознание, яснослышание и ясновидение безошибочны» (Е.И.Рерих – Ф.Грант от 12 июля 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 404). Также см. выдержку из диктовки Вознесенного Владыки Кутхуми: «Наш Посланник [Э.К.Профет] прошла очень серьезную подготовку на внутренних планах и в физической октаве, беря уроки у всех – как друзей, так и врагов, как Владык, так и чела (не пропуская эти уроки). Поэтому мы можем сказать вам, что инструмент отвечает нашим целям донести до вас возможные варианты, которые вы должны рассмотреть и по собственной воле принять – принять быстро ради собственной победы» (Профет М.Л., Профет Э.К. Враг внутри. Победи свою темную сторону / Пер. с англ. М.Михайловой. М: Форинг, 2012. С. 25). 2a Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 29 октября 1937 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 282. 2 Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 22 июня 1936 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 4. М.: МЦР, 2002. С. 249. 3 Е.И.Рерих – А.М.Асееву от 27 августа 1935 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 493. 3a Запись от 4 декабря 1934 года. Цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 1. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., предисл., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2011. С. 23. 3b Запись от 6 декабря 1934 года. Цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 1. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., предисл., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2011. С. 23. 3c Запись от 8 декабря 1934 года. Цит. по: Рерих Е.И. Письма. Т. 1. 2-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост., предисл., примеч. Т.О.Книжник. М.: МЦР, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2011. С. 23. 4 В выдержках (b) и (е) жирное выделение соответствует курсиву в цитируемом издании. 5 Запись от 29 марта 1924 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 95. 6 Запись от 3 апреля 1924 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 97. 7 Запись от 4 апреля 1924 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 98. 8 Запись от 5 апреля 1924 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 98–99. 9 Запись от 24 апреля 1924 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 111. 10 Запись от 5 мая 1924 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 119. 11 Запись от 13 сентября 1927 года // Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: МЦР, Мастер-Банк, 2008. С. 406. 12 Запись от 7 сентября 1928 года // Агни Йога (Знаки Агни Йоги). М.: МЦР, Мастер-Банк, 2008. С. 454. 13 Здесь жирное выделение соответствует курсиву в цитируемом издании. 14 Запись в ночь на 26 июля 1929 года // Елена Рерих. У порога Нового Мира. 2-е изд. М.: МЦР, 2007. С. 161–162. 14a Е.И.Рерих – [А.Паскевичу и А.Кавка] от 12 июля 1938 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М.: МЦР, 2006. С. 170. 15 Беспредельность. Ч. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009; Беспредельность. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010. 16 Запись от 20 августа 1930 года // Беспредельность. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010. С. 267. 17 Запись от 20 января 1932 года. Цит. по: Е.И.Рерих – американским сотрудникам от 8 февраля 1932 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 1. 2-е изд. М.: МЦР и др., 2011. С. 340. 18 Запись от 27 февраля 1932 года. Цит. по: Е.И.Рерих – американским сотрудникам от 3 марта 1932 года // Рерих Е.И. Письма. Т. 1. 2-е изд. М.: МЦР и др., 2011. С. 347. 19 Надземное, § 634. Цит. по: Учение Живой Этики. Надземное (окончание). М.: МЦР, 1997. С. 79. 20 Мир Огненный, ч. 1, § 166. Цит. по: Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. I. М.: МЦР, 1995. С. 92. 21 Надземное, § 836. Цит. по: Учение Живой Этики. Надземное (окончание). М.: МЦР, 1997. С. 316. 22 Надземное, § 54. Цит. по: Учение Живой Этики. Надземное. М.: МЦР, 1996. С. 96. 23 Жемчужины мудрости. Т. 3: Призывы Иисуса. М.: Лонгфелло, 2008. С. 8–9. 24 Кутхуми. Разоблачение лжеучений / Пер. с англ. Е.Листовой. М.: Форинг, 2008. С. 45. 25 Кутхуми. Разоблачение лжеучений / Пер. с англ. Е.Листовой. М.: Форинг, 2008. С. 46. 26 Профет Э.К. Утерянные годы Иисуса. Об открытиях Нотовича, Абхедананды, Рериха и Каспари, документально подтверждающих семнадцатилетнее странствие Иисуса по Востоку. М.: Лонгфелло, 2011. С. 204. 27 Профет Э.К. Община. Путешествие в сердце духовной общины. М.: Лонгфелло, 2003. С. 185. |